Сценарий мероприятия войди в природу другом. Сценарий мероприятия «Войди в природу другом. Станция «Лесные чудеса»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе. КВН
Автор Старостина Ольга Владимировна
Задачи:

  1. Расширять представления детей о различных природных объектах.
  2. Закрепить представление о растительности леса, луга поля.
  3. Обобщить и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений.
  4. Формировать умение различать и называть травянистые растения (цветы, плоды).
  5. Закрепить знания поведения в природе.
  6. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно – исследовательской деятельности детей. Оборудование:
    Д/игры: «Цветы и плоды», «Происхождение лягушки», ёмкость с водой, 2 пакета, губка, деревянная палочка, земля, бумага и карандаши по количеству детей; шапочки лягушек.
    Предварительная работа:

  1. Экскурсия в лес, парк.
  2. Чтение энциклопедий, книг о природе.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Рассматривание иллюстраций о растительном мире.
  5. Знакомства с правилами поведения в природе.
  6. Опытно – исследовательская деятельность.
    Ход занятия.
    Дети входят в зал. Встают полукругом.
    Воспитатель: Добрый день, ребята, добрый день уважаемые гости. Сегодня у нас КВН. Я приглашаю вас в клуб веселых и находчивых. Но чтобы начать - нам нужно 2 команды. Участники команды определятся после нашей игры, которая называется «Цветы и плоды». Здесь – карточки, на которых изображены цветы и плоды. Каждый из вас берет себе картинку и ищет пару. Теперь плоды – налево, цветы - направо. Таким образом команды определены. А мы начинаем КВН.
    (звучит музыка, команды занимают свои места).
    Я предлагаю командам придумать название и приветствие.
    Объявляется первый конкурс: Придумать приветствие команд.
    А пока команды выбирают капитана и готовят приветствие мы послушаем стихотворение:
    Есть на земле огромный дом
    Под крышей голубой,
    Живут в нем солнце, дождь и гром,
    Лес и морской прибой.
    Живут в нем птицы и цветы,
    Весёлый звон ручья.
    Живёшь в том светлом доме ты
    И все твои друзья.
    Куда б дороги не вели,
    Всегда ты будешь в нем.
    Природою родною зовется этот дом.Команды приветствуют друг друга:
    1 команда: «Солнышко»
    Солнышко, солнышко, светит всем на свете,
    Чтобы были счастливы дети на планете.
    2 команда: «Одуванчики»
    Одуванчики растут, много силы обретут,
    В желтый цвет нарядятся, солнышку понравятся.
    Капитаны вместе: Мы - природы верные друзья!
    В КВН пришли играть, чтоб больше о природе знать.

1 команда: «Ромашка»
1 - Мы любим природу и бережем,
В обиду её никому не даем.

2 – Чтоб природа человеку была рада,
Вместе: Охранять ее нам надо!

3 – Привет! Соперникам мы говорим,
Не огорчайтесь, если победим.

2 команда: «Одуванчик»
1 – Каждый из нас природу защитит,
2 – О каждом деревце душа болит,
Не позволим живое все уничтожать.
3 – Животным и растениям мешать.
Все: Готовы мы сегодня поиграть, все вместе о природе рассуждать.
Воспитатель: Молодцы, команды, в добрый час! Пусть удача встретит вас.
Задание №2:
Лесная тишь полна своих чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка – это лес
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не спугни.
Мы начинаем блиц – турнир. И как вы догадались речь пойдет о лесе.

  1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (ель, сосна, лиственница, можжевельник)
  2. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Потому что сосна – светолюбивое дерево)
  3. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых?)
  4. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита деревьев от поломок).
  5. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветёт летом)
  6. Почему у берёзы молодые листочки клейкие? (смолистые вещества защищают листья от заморозков)
  7. Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут).
  8. Как называют дуб, который не сбрасывает на зиму листву?(зимний)
  9. Как определить по пеньку сколько лет дереву?
  10. Почему лес называют лесной аптекой?

Задание №3
Командам предлагается нарисовать запрещающие знаки « что нельзя делать в лесу.»
А пока команды выполняют задание мы послушаем стихотворения.
Любуйтесь цветами не рвите.
Для красоты вы их сохраните.
Вьются пчёлы над петуньей синей,
Голубь набирает высоту.
Человек становится красивей,
Если видит красоту.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты.
Команды справились с заданием, теперь каждому из участников предлагается объяснить свой знак.

Задание №4

  1. Какие цветы растут на лугу? (васильки, клевер, ромашка, лютик, колокольчик.)
  2. Какие злаковые культуры выращивают на полях (рожь, пшеница, ячмень, гречиха, овес)
  3. Могут ли растения предсказывать погоду? Каким образом? (полевой вьюнок, клевер, одуванчик, фиалка закрыли венчики своих цветов – значит скоро пойдет дождь.
  4. Для чего растения закрывают цветки в ненастную погоду? (защищает цветок от переохлаждения и повреждения каплями дождя; сохранит пыльцу и нектар, спрятать в цветке во время дождя насекомых)
  5. Что такое зерновка? (это плод ржи, пшеницы, овса и др. зерновых культур)
  6. Почему одуванчик так называется?

Задание №5
Предлагаю вам провести опыты.
Опыты «Вода и воздух»
1 – команда – вода и воздух (сходства и отличия) «Что в пакете?»
2 – команда – где есть воздух, «Загадочные пузырьки»
Но не только провести, но и объяснить его.
Пока наши команды готовятся я предлагаю болельщикам

Отгадать загадки о лекарственных растениях.
Красная свечка, белое сердечко,
Чаем ароматным напоит, от ангины исцелит (малина)
Лекарь вырос у дороги – он больные лечит ноги.(подорожник)
Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка, Был цветок и нет цветка. (одуванчик)
Злая, как волчица, Жжётся, как горчица!
Что это за диво? Это же... (крапива)
Сидит рядом с нами, смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала и ребятам мила. (Черника)
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка)
А теперь музыкальная пауза. Выходите лягушата танцевать.

«Танец лягушат»

Задание № 6
Вот вам и задание. Предлагаю вам выложить этапы происхождения лягушки.
А теперь жюри подводит итоги. Награждение.

И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!»
В тебя мы верим – не солги.
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:»Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»

КВН закончен, друзья, до свидания!
Всем хочу сказать на прощание:
Нас так много живет на Земле
И о природе – одной – позаботиться можем вполне!

Исполняется песня «Дорога добра»

Москвина Татьяна Алексеевна,

Учитель музыки МБОУ г.Иркутска СОШ №23

Классный руководитель 5 «в» класса

г. Ангарск, 2017 г.

Открытое внеклассное мероприятие было проведено в кинотеатре «Родина» г. Ангарска для дошкольников и младших школьников 11 ноября 2011 года.

Цель: формирование экологической культуры у дошкольников и младших школьников.

Задачи:

    формирование у обучающихся знаний о нормах и правилах поведения в природе.

    способствовать уточнению представлений детей о значении леса для природы и в жизни человека, повторить экологические правила поведения в природе;

    развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;

    воспитывать стремление беречь и любить природу, заботиться о ее обитателях.

Действующие лица: Баба Яга, Красная шапочка. Медведь, Водяной, Рассеянный, Айболит, Хозяйка Леса, Айболит, Кукушка, Зайка, Сойка, Белки (2), Лисички (2), Дети: Маша и Витя.

Оборудование: экран, компьютер со слайдами, микрофоны.

Маша: Ребята, отгадайте загадки.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой. (лес)

Витя: Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Витя :

Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Какие чудеса можно увидеть в лесу? (ответы детей)

Почему лес для ребят друг? (ответы детей)

А как вы думаете, кто главный в лесу? (ответы детей)

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к Хозяйке леса. Посмотрим, легко ли в наше время жить в лесу. И начнем мы наше путешествие с лесной опушки. Отправляемся в путь.

Смотрим мультфильм «Лес наш дом».

Вдруг верхом на метле влетает Баба-яга. Неожиданно она останавливается перед большой кучей мусора и произносит страшные заклинания, но мусор не исчезает. Разъяренная Баба-Яга замечает детей.

А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес поганят!

Дети :- Мы не всякие! Мы – туристы!

Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите что натворили!

Ах, какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было всего 100 лет.

Ах, какой был воздух! Аромат!

А теперь…?! Эта бумажка пролежит 3, а может и больше лет, пока природа переварит её.

А эта металлическая консервная банка за 15 и 20 лет не исчезнет.

А эти бутылочные осколки, чует мое сердце, вызовут пожар.

Дети : - Как?

Б.Я . – Очень просто! это же настоящие линзы. Солнце пройдет через них…. Такое уже случалось на моем веку! А это изобретение химиков (берет полиэтиленовый пакет) , как бельмо на глазу. Ух! Лежит на земле, всякая трава гибнет под ним, а сам мешок всех переживет и даже меня, Бабу-Ягу.

Что уставились? Убирайтесь! сказано: не пущу!

Маша: - Уважаемая Баба-Яга, я думаю, что ребята знают, как надо вести себя в лесу.

Б.Я. – А это мы проверим сейчас. Скажите, куда девать мусор после себя?

Дети в зале отвечают, как надо убрать поляну после привала. Маша и Ваня называют свой девиз: «После нас лучше, чем до нас». Ребята убирают мусор в свои мешочки, приглашают с собой Б.Я. и продолжают путь.

Навстречу из леса выходит Красная Шапочка, дети здороваются с ней.

Кр. Ш.: - Здравствуйте. Куда путь держите!

Дети : - Мы идем к Хозяйке леса на волшебную поляну. Не знаешь ли дорогу туда?

Кр. Ш.: - Как же? Знаю. Но покажу дорогу только тому, кто ответит на мои вопросы.

Маша и Витя кричат детям в зале: - Ребята, помоги нам ответить на вопросы Красной Шапочки.

    название какого ядовитого растения связано с названием птицы? (Вороний глаз)

    как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы)

    какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)

    назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы)

Маша и Витя проводят игру «Если я приду в лесок».

Кр. Ш .: А какие Заповеди леса вы знаете? (Дети из зала отвечают вмести с Машей и Ваней):

1. не шуметь

2. не рвать цветы

3. не сорить

4. не ломать деревья и кусты

5. не разжигать огонь

6. не резать ножом кору деревьев

7. не разорять птичьих гнёзд

8. не разорять муравейники

9. знать ядовитые растения и грибы и не брать их в руки

10. не пробовать плоды растений, которых не знаешь

11. бережно относиться к дарам природы…

Смотрим мультфильм «Пожар в лесу».

Кр. Ш .: (показывает дорогу и идет вместе с ребятами)

- Через некоторое время ребята встречают Рассеянного. Он сидит на тропе, перед ним разбросаны вещи, он тщательно пытается уложить их в рюкзак. Ребята здороваются с ним.

Рассеянный: (обращается к детям из зала)

Что это за ребята? И куда они идут?

Ваня и Маша : Мы туристы. Идем на волшебную поляну. А вы кто такой?

Рассеянный: - Знаете такого? (Читает несколько строк из стихотворения С.Я. Маршака)

Я тоже иду на Волшебную поляну. Сначала ехал я в вагоне, не доехал. Решил, что лучше всего шагать пешком с заплечным мешком. Всё, что нужно, закупил. Да не могу разобраться, где тут мешок, а где заплечник. Помогите ребята.

Дети помогают ему уложить в рюкзак только то, что нужно туристам, отложив в сторону ненужные вещи. Все вместе продолжают путь.

Под деревом сидит доктор Айболит. На дереве плакат «Добрый доктор Айболит». Перед ним больные.

Айболит: (испуганно) – Ой, дети! И вы ко мне? Но я лечу только зверюшек.

Дети: - Нет, мы не больные. Мы – туристы. Идем на волшебную поляну к Хозяйке леса.

Айболит: - Какие вы счастливые! Давно мечтал попасть на эту Волшебную поляну. Но всегда я очень занят. И сегодня столько больных. О нет, никогда мне туда не попасть. Надо больным зверюшкам рассказать о лесной аптеке.

Маша : - Ребята, давайте поможем доброму доктору Айболиту.

Айболит: (детям в зале задает вопросы – игра «Лесная аптека»):

    листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника)

    какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту)

    плоды каких кустарников очень богаты витамином С ? (Черная смородина, шиповник)

    какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля)

    какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (валериану; валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице)

    какое растение является противовоспалительным, успокаивающим и желчегонным средством? (Ромашка)

Айболит : - Молодцы, ребята. Зверюшки хорошо усвоили урок и теперь не будут болеть.

Витя: - Доктор Айболит, а еще ребята знают стихи про лекарственные растения.

Шиповник.

Он шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

Крапива.

Растёт она вокруг,

Она – и враг и друг,

Как иглы волоски,

Покрыли все листки.

Сломи хоть волосок –

И капнет едкий сок.

На кожу – хоть ори!

О-о-ой, волдыри!

Но если дружись с ней –

Ты многих здоровей:

В ней витаминов клад,

Весной её едят.

Подорожник.

Почему я от дороги

Далеко не отхожу?

Если ты поранишь ноги,

Я им помощь окажу.

Приложу ладошку к ране –

Боль утихнет, и опять

Будут ноги по дороге

В ногу с солнышком шагать

Одуванчик.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …(одуванчик)

Береза.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит под горой.

Доктор Айболит благодарит детей и вместе с ними отправляется в путь.

Ребята со сказочными героями подходят к реке. Рассеянный хочет напиться из речки.

Витя : - Постой, Рассеянный. Не пей эту воду. Она грязная. Ребята, как вы думаете, почему она стала такой. Кто в этом виноват? (ответы детей).

Посмотрите, кто это? (Появляется Водяной )

Водяной:

Я – одинокий водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои, лягушки,

Болеют как старушки!

На дне моей квартиры –

Бутылки, тряпки, вилы,

Не озеро – помойка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки –

Тьфу, какая гадость!

А мне так жить охота!

Здравствуйте, ребята. Вы тоже пришли загрязнять мой водоем. Уходите, нам и так здесь тяжело жить. Перед вами тоже были туристы, так они взяли и весь мусор побросали в воду. Разве так можно?

Маша: - Нет. Мы не будем загрязнять реку. Мы любим природу и заботимся о её красоте.

Витя: - Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. Это только при условии, что никто больше ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если еще и помочь воде: убрать все, что сбросили, - возвратиться жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки!

Маша и Витя:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Т.Н. Самсон.

Маша: - Водяной, укажи нам, пожалуйста, дорогу на Волшебную поляну.

Водяной: - Идите вот по этой тропинке и никуда не сворачивайте.

Дети: - Большое спасибо.

(выходят на Волшебную поляну)

Витя: - Вот мы с вами и пришли на Волшебную поляну.

Выходит Хозяйка леса.

Х.Л. – Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Хозяйка леса!

Х.Л. – Я очень рада, что вы посетили мою Волшебную поляну. Я знаю, что вы друзья природы. И я хотела бы провести небольшой экзамен. Хочу знать: умеете ли вы вести себя в моих владениях.

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели

Зелень от солнца в жару бы спасала

Каждому правила знать не мешало бы.

1 задание

Что обозначают эти плакаты? (набор слайдов на экране «Бережное отношение к природе)

2 задание «Экологическая викторина»

    назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка, пропуская через себя воду, улитка очищает ее; вот почему нельзя брать улиток из пруда и реки)

    кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»? (Дятла)

    как называется трава от 99 болезней. (Зверобой)

    какой цветок лето начинает? (колокольчик)

    почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)

    может ли гриб дерево съесть? (Да; трутовики разрушают древесину, превращают ее в труху)

    почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?

    кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда)

    почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо)

    почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?

    пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их)

    почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых)

    где у кузнечика ухо? (На ноге)

3 задание «Живые синонимы»

    Хитрый, как … (лиса ).

    Трусливый, как … (заяц ).

    Запасливый, хозяйственный … (белка ).

    Косолапый, как … (медведь ).

    Голодный, как … (волк ).

    Колючий, как … (еж ).

    Мчаться, как … (олень).

    Переваливаться, как … (медведь ).

    Выть, как … (в олк).

4 задание «Угадай по описанию»

    Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)

    В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)

    Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя. Но и не уничтожай, он нужен лесу. Для некоторых животных этот гриб лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. (Мухомор)

    Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть не целое лукошко. (Опята)

    Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе (Малина, ежевика)

Х.Л. – Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете природу леса, правила поведения в лесу и надеюсь, что вы всегда их будете соблюдать.

(Появляются ребята в масках животных)

Медведь.

Что в этот раз задумал человек:

Сломать, спилить или поджечь?

Что после вас останется, друзья,

В лесу, где много так зверят красивых?

Маша . Мы мусор весь хотим убрать.

Витя . Лес посадить, кормушки сделать.

Медведь. Вот чудеса! Что будет здесь?

Маша. Прекрасный лес,

Лес для зайчат,

Бельчат, лисят и медвежат.

Здесь будет чисто и красиво.

Витя . Здесь не убьют и не покалечат

Смотри кругом:

И не осталось-то чудес

На шарике земном.

Маша . И надо срочно мир спасать,

В котором мы живем.

Появляются дятел, мухомор и заяц.

Дятел. Весь дом почистить и помыть.

Мухомор. Очистить воздух нужно,

Дышать всем нужно.

Заяц. А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

Дятел. И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся. Ребятки!

Появляются кукушка, белки и сойка.

Кукушка. Все надо беречь и лелеять:

Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом.

Что нынче посеем – то завтра пожнем.

Сойка. На шарике нашем земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес,

Полно таинственных чудес.

1-белка. По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

2-я белка . Гремит на скалах водопад.

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит,

Большой, как дом, на волнах спит.

Медведь. Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Появляются лисички.

1-я лисичка . Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2-я лисичка . Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком,

Так надо им и быть.

3-я лисичка . Вот в лесу растет фиалка,-

Разве рвать ее не жалко?!

Голубеют, как из сказки,

Незабудок нежных глазки.

Носят юбочки цветные

Колокольчики лесные.

Даже старый мох седой

Вырос с рыжей бородой!

Все цветы для всех растут,

Их не рвите! Пусть живут!

Маша и Витя проводят Игру «Это я, это я, это все мои друзья».

Х.Л. Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба – парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Маша . – Вот и заканчивается наше путешествие на Волшебную поляну. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас. Надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь слушать ее и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.

Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья».

(Дети читают стихотворения)

1. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

2. В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

3.Летят, звеня дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим!

4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же её любить всегда!

- До новых встреч!

Литература:

1 . Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение», Ярославль, «Академия развития», 1997г.

2 . Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», Москва, «Педагогика- Пресс»,1994г.

3 . «Тайны живой природы». Энциклопедия, Москва, «РОСМЭН»,1998г.

4. Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Академия развития», 1997г.

5 Т.М. Бондаренко «Экологические занятия», Воронеж, ТЦ «Учитель»,2004г.

6 . .Е.А. Тимофеева «Экологическое воспитание», Йошкар-Ола, «Марий Эл учитель», 2002г.

7 . Л.М.Потапова «Детям о природе»-экология в играх, Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.

8 Журналы «Начальная школа»

9 . И.Н. Горенко «Экологическое воспитание в школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.

10 . Журналы «ПедСовет», «Педагогическое творчество» и «Школьные игры и конкурсы»

11 . Е.М. Елизарова «Знакомые незнакомцы» (кружковая работа), Волгоград, «Учитель», 2007 г.

12. Г.Н. Решетникова, Н.и. Стрельникова «Окружающий мир» (занимательные материалы), Волгоград, «Учитель», 2007 г.

ОКОУ «Курская школа-интернат»

ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ЛИНЕЙКА «В МИРЕ ПТИЦ»

В мире птиц.

    Дорогие, ребята! Сегодня мы поговорим о наших друзьях. О каких друзьях, вы узнаете, прослушав небольшую музыкальную запись.

Звучит пение птиц.

    О каких друзьях мы будем говорить? (о птицах)

    Пригрело солнышко, потекли ручейки, появляются и первые путешественники - грачи, скворцы, а за ними жаворонки, дрозды и другие птицы. Много преград встречают они на своем пути - усталость, голод, непогоду. Не все добираются до родных мест. Зато как радуются те, которые добрались. И мы вместе с ними. Вот почему, встреча птиц весной - большой праздник.

Этому празднику, который отмечается в апреле, посвящена наша линейка.

« Живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен - человек птицам или птицы человеку?.

Но выживет ли человек, если на земле не останется птиц?»

Э.Н. Голованова

    Нет на земле такого уголка, где нельзя было бы встретить птиц. Птицы - это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

На земном шаре насчитывается около 8500 видов птиц. На территории России гнездится около 250 видов.

Сегодня мы отправимся в путешествие, которое называется «В мире птиц».

Во время путешествия мы с вами сделаем несколько остановок.

1-я остановка « Вы не поверите, но...»

а) Птицы очень прожорливы. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то должен был ежедневно съедать около 40 кг пищи.

Некоторые птицы добывают пищи больше, чем могут съесть за день. Некоторые хищники, например совы, охотясь за грызунами, не съедают их сразу, а складывают «про запас». Благодаря этому, количество грызунов значительно уменьшается.

б) Чем слышат птицы? Не поверите. Они слышат... перьями!

в) Назовите самую крупную птицу в мире. (Африканский страус).

Вес этой птицы 90 кг, высота 2,5 м, вес яйца 1,5 кг.

г) Назовите самую маленькую птицу (колибри).

Её вес всего 2 грамма.

Из поколения в поколение люди передавали приметы, которые наблюдали в природе. Героями этих примет были многие растения и животные, в том числе и птицы.

Остановка «Народные приметы»

    Если перелётная птица летит стаями - к дружной весне.

    Увидел грача - весну встречай.

    Кукушка стала куковать - морозу больше не бывать.

    Воробьи в пыли купаются - к дождю.

    Соловьи всю ночь поют - будет солнечный день.

    Ласточки прилетели - скоро гром загремит.

Остановка « Это интересно»

Кто из птиц умеет ходить, плавать, летать? (утка, гусь, лебедь) -Среди птиц есть долгожители. Например, утка живет 50-100 лет, гусь - 80 лет, лебедь - 24 года.

Домашние гуси живут 40 лет, а куры - 20 лет.

    У какой птицы самый длинный язык? (у дятла - 15 см)

    Какая птица не высиживает яйца? (кукушка)

Остановка « Птичьи загадки»

1- ученик У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

(филин, сова)

2 - ученик Спинкоюзеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.

    ученик Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

    ученик Грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря)

    ученик Н а шесте дворец, во дворце певец. (скворец)

Остановка «Птичьи портреты»

(назвать птиц по картинке)

    Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (соловей)

Песня соловья.

Остановка «Когда так говорят?»

  • Короче воробьиного носа, (очень маленький)

    Как с гуся вода, (безразлично, всё нипочём)

    Пишет как курица лапой (плохо, неразборчиво)

    Вылететь из гнезда.(покинуть родной дом)

    Белая ворона.(человек, который сильно отличается от других)

Остановка «Допиши пословицы и поговорки»

    Слово не воробей, вылетит...(не поймаешь)

    Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе)

    Ласточка день начинает, а соловей... (кончает)

Остановка «Книжкина ярмарка»

    О птицах говорить можно много. Интересные факты о них вы можете узнать из книг, которые видите на нашей выставке.

Мы совершили небольшое путешествие в мир птиц.

    Какую пользу приносят птицы?

(Поедают вредных насекомых, грызунов.Питаясь ягодами и семенами растений, способствуют их распространению)

    Наносит ли вред птицам человек?

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте - ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся.

Цели:

  • расширить знания детей о животном и растительном мирах;
  • развивать мышление, память, любознательность, внимание, самостоятельность суждений;
  • воспитывать стремление беречь и любить природу.

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня у нас с вами мероприятие по теме «Войди в природу другом».

Пройдёт оно в форме игры «Крестики-нолики».

В игре участвуют две команды: «крестики» и «нолики». На игровом поле в каждую клетку вписано название конкурса, победив в котором, вы сможете поставить в эту клетку свой знак. В первой части игры побеждает команда, которая первой выложит три знака по горизонтали, по вертикали или диагонали. Но на этом наша игра не закончится: в ней может появиться ещё один победитель, тот, чьих знаков на игровом поле будет больше после того, как будут закрыты все его клетки. Оценивать игру будет жюри. Команда, которая, по мнению жюри, победит в конкурсе ставит в соответствующую клетку свой знак.

А сейчас с помощью жеребьёвки давайте выберем команду, которая начнёт нашу игру.

1 сектор. «Кто есть кто».

Ведущий.

Мы безумно богаты!
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даёшься!

- В данном конкурсе нужно разгадать кроссворд. Победит команда, которая первой выполнит задание.

По горизонтали:

  1. Гуси? Страусы? Павлины? Догадались? Мы…
  2. Когда пугаюсь, я бегу, вытягиваю шею; а вот летать я не могу, и петь я не умею.
  3. Разоряет огород – роет землю серый…
  4. Ходит по лесу зверёк, хищный маленький…
  5. Рвать цветы легко и просто людям маленького роста, но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок.

По вертикали:

  1. «Эй, не стойте слишком близко, я …, я не киска».
  2. Царь зверей.
  3. «Вот, полюбуйтесь на игру двух австралийских…».
  4. Дуб долбил, как долотом, кто-то жил в дупле пустом.
  5. Речка целая нужна для хорошего…
  6. Ель на … похожа.

Ответы.

  1. Пингвины.
  2. Страус.
  3. Крот.
  4. Хорёк.
  5. Жираф.
  6. Тигр.
  7. Кенгуру.
  8. Дятел.
  9. Слон.

2 сектор. «Устами младенца».

Ведущий .

Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу?!

В этом конкурсе мы с вами вспомним наиболее распространенные виды отходов и познакомимся с возможностями их вторичного использования. Я буду зачитывать детские высказывания. Задача команд: как можно быстрее понять, о чем идет речь. Команда, первой давшая правильный ответ, получает очко. В конкурсе побеждает команда, набравшая больше очков.

Детские высказывания.

  1. Его производит обыкновенная корова.
    Его необходимо компостировать.
    В небольших количествах он очень полезен.
    Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием
    При попадании его в водоемы рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
  2. В нее чаще всего упаковывают товары.
    Сама по себе в природе она не разлагается. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать. Предметы, изготовленные из нее, мало весят. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
  3. Его делают из песка.
    Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. Чаще всего оно прозрачное. Когда оно падает, то разбивается.
  4. Это получается, когда что-то становится старым или ломается.
    Это можно увидеть везде _ в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
    Из этого можно сделать что-то новое. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

Ответы:

  1. Навоз.
  2. Пластмасса.
  3. Стекло.
  4. Металлолом

3 сектор. «Загадки Деда – Всеведа».

Ведущий.

У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?!

Ответьте на загадки самой природы. Какая из команд разгадает больше, та свой знак и поставит.

Загадки.

  1. Снега блестят, искрятся, и небо – бездонная голубень. Краса какая! Есть ли, право, время лучше зимы? Жаль, кончается она – вот уж листопад начался. Какие деревья в канун весны листья роняют?
  2. Что за дерево? Весной в платье белое наряжается, ровно невеста в фате красуется. Солнышко припечёт – где рыжеет, где буреет из-под белых перьев?
  3. Вот смотри-ка. Сломил я пруток, в воду сунул. Вдруг откуда ни возьмись – рыбёшка. Хвать за пруток и давай кусать. Что это такое? Опусти в реку палец, без руки останешься?
  4. Живёт в лесу зверь, рыльце хоботком, зубы крашеные. Не смотрите, что мал он, - меньше зверя нет,- он на дню по 80 раз ест, 120 раз спать ложится. Проворен крошка. Питается он жуками, червяками, прочей мелюзгой.

Ответы.

  1. Листопад у хвойных деревьев, за исключением лиственницы, протекает в канун весны. Хвоя – те же листья. У елей, скажем, «иглопад» начинается обычно в конце февраля.
  2. На черёмухе весной платье бело, кружева да рюши, а к лету одни зелёные пуговки остаются.
  3. Это бычок – подкаменщик. Он икру охраняет.
  4. В этой загадке говорится о самом маленьком зверьке – о крошечной бурозубке. У неё зубы крошатся, головка, всё тельце перед холодами ссыхаются. Такие бывают чудеса!

4 сектор. «Цветик-семицветик».

Ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть!
Ну-ка, думай, вспоминай
И растенья называй.

В этом конкурсе задание всем игрокам команд: нарисовать известные вам растения, рассказать, что вы о них знаете, где они растут, какую пользу приносят.

5 сектор. «Угадай-ка».

Ведущий.

Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

По описанию определите, о каком животном идет речь.

  1. а) У нее пятнистая шерсть.
    б) На ушах кисточки.
    в) Хвост короткий.
    г) Хищник.
    д) Свою добычу подстерегает на суках деревьев.
  2. а) У него длинные уши, короткий хвост.
    б) Подошвы лап довольно густо покрыты желтыми волосами.
    в) Задние лапы длиннее передних.
    г) Зимой живет в снежной норе под кустами.
    д) Питается корой деревьев.
  3. а) Это хищник.
    б) У него тонкий слух, что помогает добывать еду.
    в) В рационе у зверя более 300 самых разных животных – от насекомых до крупных птиц.
    г) Детеныши появляются весной и в начале лета.
    д) Это нечистоплотный зверь.
  4. а) Древние греки называли их «скиуридами».
    б) Заметив, что зверек часто поднимает хвост над головой, люди решили: он служит зверьку чем-то вроде зонтика от солнца.
    в) Хвост играет в его жизни большую роль.
    г) Он придает зверьку особое обаяние.
    д) Может, зверек и назван так, потому что зимой и летом у него белое брюшко.

Ответы :

  1. Рысь.
  2. Заяц.
  3. Лиса.
  4. Белка.

6 сектор. «Здоровье».

Ведущий : Послушайте стихотворение и определите: Что может стать причиной болезни? Какие правила нужно знать, чтобы не заболеть?

«Мойдодыр», К.Чуковский

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я за свечку – свечка в печку!
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?

7 сектор. «Подводное царство».

Ведущий: В этом конкурсе команды будут по очереди отвечать на мои вопросы.

  1. Какие рыбы являются долгожителями?
  2. Назовите самую большую рыбу.
  3. Какая рыба в наших водах вьёт гнездо?
  4. У какой рыбы несколько сотен ног?

Ответы :

  1. Сом, щука.
  2. Акула.
  3. Колюшка.
  4. Морской ёж.

8 сектор.

Тест : «Войди в природу другом». (см. приложение 1)

9 сектор. «Собери мозаику».

Ведущий :

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Задание командам:

  • каждая команда получает по 2 набора разрезанных картинок с изображением животных;
  • необходимо собрать из этих картинок мозаику с полным изображением животных и назвать каждое животное.

Животные для сбора мозаики:

  • тигр;
  • слон;
  • жираф;
  • лошадь.

Подведение итогов.

Сегодня мы подвели итог того, что мы узнали на уроках окружающего мира о нашей природе. Наверное, каждый из вас убедился в том, что человек должен бережно относиться к растительному и животному миру. Ведь природа – это наш общий дом.

Людмила Кудрявцева
Сценарий мероприятия «Войди в природу другом»

Цель :

Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Задачи :

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Развитие познавательного интереса к миру природы .

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы .

Форма проведения : КВН для семейных команд.

Место проведения : музыкальный зал или групповое помещение.

Подготовка : анкеты для родителей, тематические поделки из природного материала , выпуск семейных экологических газет.

Оборудование : плакаты, рисунки, газеты по теме «Берегите природу » , плакат с ребусами, набор карточек животных, глобус, цветы для танца девочек, магнитола, медали, призы-альбомы для рисования и краски,сова игрушка

План проведения :1. Вступительное слово.

2. Приветствие команд и конкурс эмблемы.

3. Разминка «Вопрос-ответ» .

4. Танец девочек «Волшебный цветок»

5. «Живая пантомима» .

6. Конкурс капитанов и их помощников.

7. Музпауза «Береза» - танец.

8. Вопросы для болельщиков.

9. Конкурс «Музыкальная разминка» для команд.

10. «Логические задачи» .

11. Игра с болельщиками «Назови сказку о животных»

12. Конкурс плакатов и газет «Домашнее задание»

13. Подведение итогов конкурсной программы.

14. Решения собрания.

Ведущий : Дорогие друзья! К. Паустовский, наш замечательный писатель, сказал : «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» .

Звучит мелодия песни «Широка страна моя родная» .

Дети читают стихотворения.

Ребенок 1. Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Ребенок 2. На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Один из детей выносит глобус, другой держит плакат с надписью : «Берегите Землю эту!» . Они торжественно проходят по залу, останавливаются в середине зала, глобус ставят впереди себя.

Ребенок 1. Я бегу, а шар земной

Вращается подо мной.

Ребенок 2. Эй, не трогайте планету!

Ребенок 1. Берегите Землю эту!

Ребенок 2. Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу-

Вместе. Любуюсь я на красоту!

Природа наше богатство , сберечь это богатство для следующих поколений - наша задача и долг. Человек-это часть этой природы . Вдумайтесь призыва М. Пришвина : «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Девиз нашего собрания : «Прикоснись к природе сердцем » . Ведущий проводит анализ выставки рисунков и поделок из природного материала , сделанных родителями и детьми, и анализ анкет.

Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране . Соревноваться предстоит 3 командам, в состав которых входят дети и их родители.

Поприветствуем наших отважных участников! Команду-победительницу ждет награда.

Команды, в добрый час! Пусть удача встретит вас! 1-й конкурс. Представление и конкурс эмблем. Каждая команда с выбранным названием должна себя представить. 2-й конкурс «Вопрос-ответ»

Почему лес называют зеленой аптекой?

Какие цветы растут ранней весной?

При каких заболеваниях используется липа?

Где уши у кузнечика?

У какой птицы зимой появляются птенцы?

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц ?

Какую траву любят кошки?

Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?

Из какого дерева делают спички?

Какие грибы появляются первыми?

Музыкальная пауза : музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок» исполняют девочки.

3-й конкурс «Живая пантомима» . Каждая команда показывает живую пантомиму(3 объекта природы , другие команды должны отгадать.

4-й конкурс «Капитаны» . Капитаны рассказывают стихи о природе .

Задание помощникам капитанов (детям) - ребусы

Музыкальная пауза : танец «Береза»

Вопросы для болельщиков :

Какие птицы едят грибы? (Глухари)

Названия каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, волчье лыко)

У каких растений семена снабжены парашютами? (Одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива, мать-и-мачеха)

Какой самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (Стрекоза - в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

5-й конкурс «Музыкальная разминка» . Кто кого перепоет- песни о природе (по одному куплету)

6-й конкурс «Логические задачи» .

Задание 1. Разделите нарисованных на карточках животных на 3 группы : медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.

Задание 2. Распределите животных по способу их передвижения : бегают, прыгают, летают, ползают, плавают.

7-й конкурс. Игра с болельщиками «Назови сказку о животных»

8-й конкурс. Домашнее задание. Защита красочного плаката или экологической газеты.

Ведущий : Берегите и охраняйте природу . Помните : Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет-200 лет, стекло - 1000 лет.

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Плыть в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинки на болоте,

Осетра в реке и птицу в небесах!

Подведение итогов. Вручение знатокам сову-символ мудрости.

КВН закончен, друзья, до свидания!

Всем хочу сказать на прощание :

И о природе – одной - позаботиться можем вполне!

Дети и взрослые исполняют песню «мир похож на цветной луг» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского) .

Решение родительского собрания :

Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Поддержание тесных связей с социумом : школа, станции юннатов, музеи, экологические организации другие субъекты .

Литература :

1. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-пресс». 2004.

2. Неволина, Е. Большая книга животных. – М.: ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир» , 2003.

3. Смирнова, В. А. Тропинка в природу . – СПб.: Союз, 2003.

4. Энциклопедии серии «Обо всем на свете» : растения; комнатные растения; птицы; насекомые; человек; Земля. – Лондон : Дорлинг Киндерсли, 1998.

Приложение :

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экологическое образование в семье»

1. Есть ли у вас дома животные? Какие?

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок?

5. Бываете ли вы с ребенком на природе ? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду ?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!