Освещение в фотографии. Свет в фотографии: Понятие основ света для улучшения ваших фото Естественное и искусственное освещение в фотографии

В фотографии условно, для удобства использования, свет делится на рисующий, заполняющий, фоновый, контровой, моделирующий и световой акцент. Эта общепринятая градация довольно абстрактна. Освещение объекта является более творческим процессом и подчиняется несколько другим закономерностям, речь о которых пойдет далее.


Виды освещения


Рисующий свет (1)

Рисующий свет теоретически является главным и основным в композиции. Он выявляет форму предметов и детали объекта и всего сюжета, оставляя в тени одни элементы и выделяя другие. Это направленный свет, который в зависимости от замысла фотографа или условий съемки может быть как жестким, так и мягким. Осветители, дающие направленный свет, обычно ставят источник света не ближе полутора-двух метров к объекту съемки, но и не очень далеко. При естественном освещении роль рисующего света играет солнце или любое дневное освещение, проходящее через какой-либо проем. Например, окно, дверь, просвет между деревьями…

Рисующий свет образует так называемый теневой контур. Если любую объемную поверхность, особенно сферическую, осветить со стороны фотографа, то на ее отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются затененные участки, которые и образуют теневой контур.


Заполняющий свет (2)

Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает. Заполняющий свет делает тени более светлыми и всегда является мягким.


Моделирующий свет (3)

Моделирующий свет несет функции дополнительного заполняющего света и служит для подсветки теней в необходимых местах. Он образуется небольшими источниками мягкого света. Также он применяется для создания местных бликов и рефлексов на различных отражающих деталях объекта съемки. В условиях фотопавильона их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.


Контровый свет (4)

О контровом, или встречном, свете говорилось ранее. Он также создает так называемый световой контур. Чем ближе к фотоаппарату установлен источник света, тем шире становится полоса светового контура, и, наоборот, чем дальше расположен источник света от фотоаппарата, тем уже становится эта световая полоса.


Фоновый свет (5)

Фоновый свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы как мягкого рассеянного, так и направленного света. Он служит для того, чтобы выделить объект съемки, создать разность освещения между ним и фоном. Например, если надо, чтобы объект был на девственно-белом фоне, фон освещают сильнее, чем объект – как это принято при съемках на документы. Если нужно выделить объект на сером или цветном фоне, то фон освещают меньше, чем основной объект.

Цвет фона не должен резко контрастировать с цветом лица, если только такой контраст не является задумкой фотографа.


Световой акцент

Узкий пучок жесткого или мягкого света направляется на тот участок объекта, который необходимо подсветить. Это освещение очень часто использовалось в фильмах середины прошлого века, когда в луче света были только одни глаза актера, а все другое скрывалось в полумраке.

Привет! На связи, Тимур Мустаев. Не могу выразить, как мне приятно просвещать вас, читатели, на тему света! Конечно, и в книгах, и в интернете можно встретить немало подобных статей, но далеко не все они написаны доступно для каждого и не все отвечают на насущные вопросы.

Я же хочу дать не только голимую теорию, но и привести такие примеры, которые вы сможете повторить. Что же мы изучаем сегодня? Это будет рисующий свет в фотографии.

Свет: рисунок светом

Рисующий источник (РС) называют ключевым светом в фотостудии и вообще во всем фото. Почему он так назван? Все очень логично: именно он создает узор из света (и тени) на персонаже или предмете съемок.

Он освещает его, делает объемным, выделяет из остальных вещей и фона. Его отличительная характеристика – высокая мощность по сравнению с остальными приборами и видами освещения.

Стандартно он располагается в передне-боковом положении, причем нужно подмечать, чтобы, желательно, в глазах были блики. Высотой примерно чуть выше головы модели, так как если поставить свет слишком низко, появятся сильные тени, а чрезмерно высоко – мешки под глазами и в целом получится драматический образ.

Направление главного светового потока можно регулировать. Есть три основных варианта:

  1. Фронтально – переднее положение. Находящийся строго сзади такой свет уже называется .
  2. Сбоку от модели.
  3. По диагонали (45 градусов). Сюда же можно отнести промежуточные виды – скользящий, допустим, расположенный между данный и вторым типом.

Типы световых решений

Если РС обязательно должен быть сильным, должен ли быть он при этом жестким? Все на усмотрение фотографа. Поэтому можно сказать, что световые решения бывают разных типов:

  • Светотеневое способно создать четкий объемный портрет, много теней и контрастных участков. Больше подходит для мужских съемок, также соответствующих образов (драматических, мистических и пр.).
  • Светотональное: свет мягкий, рассеянный, похож на неяркий свет из окна. Идеален для фото женщин и девушек, романтических и семейных фотосессий.

Варианты использования РС в студии

Хочу привести мой любимый пример, когда мы включаем лишь один РС и, во-первых, полноценно изучаем его специфику, во-вторых, получаем с помощью него многообразные стили изображения. Это метод Наппельбаума – способ освещения в портрете одной лампой.

Мы можем при этом попросить нашего клиента как повернуться к световому прибору, так и отвернуться от него, тем самым создавая теневой или световой эффект. Здесь нам нужно немного вернуться назад и вспомнить три направления света.

Так, если мы светим на человека прямо, то сделаем плоскую картинку, если же сбоку – то появится за счет распределения света и тени объем. А если же устройство поставить под 45 градусов, мы сможем увидеть световое пятно в области глаза фотографируемого (знаменитый треугольник Рембранта).

Кроме того, можно повернуть модель в профиль – и вы получите совершенно новое видение вроде бы того же лица.

Как вы уже смогли понять, рисующий вполне может быть основным и единственным источником света. Но для того чтобы иметь возможности экспериментировать с освещением и создавать необычные фото, стоит поразмыслить над приобретением других устройств.

В арсенале фотолюбителя могут присутствовать как дорогие устройства, так и более простые и доступные. Например, можно приобрести для своей будущей фотостудии , который призван выравнивать резкие тени, убирать контрасты.

В то же время его можно заменить и на обыкновенные . Тканевые, бумажные фоны также пригодятся, как и отдельные осветители для них.

Красивую фотографию можно получить при выставленном рисующем свете в диагональном положении, заполняющем (во фронтальном) и фоновом и/или подсветке сзади волос и фигуры человека (контура предмета).

Вспомогательные насадки

В своей работе пробуйте разные варианты, разные способы игры света. Обратите внимание на такие насадки, как:

  • Портретная тарелка относится к разряду рефлекторов. Она дает резкое, направленное освещение на объекте. Будете снимать на улице в ясный день – пожалуйста, тот же яркий и мощный свет получится.
  • Тубус , как и предыдущая, — это металлическая насадка. Представляет собой конусовидный прибор, создающий узкий световой поток.
  • Зонты светлые или черные, то есть на просвет или отражение.
  • Софтбоксы (тканевые приспособления) разной формы и площади рассеивания. С помощью них вы получите нежные светлые фотографии.
  • Октобокс подходит для фотографирования групп.
  • Шторки и соты для дополнительных возможностей в ограничении и в целом регуляции пути луча. Их можно воспринимать как бленду на фотоаппарате, благодаря которой свет не распыляется в стороны.

Кроме того, на рисующий источник можно устанавливать светофильтры, чтобы немного подкрасить поток или же полностью изменить цвета на объекте.

Если вы не очень хорошо разбираетесь в своем зеркальном фотоаппарате, но хотите научиться пользоваться всеми функциями и получать отменные фотографии, тогда ниже приведенные курсы именно для вас.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей зеркалки CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей зеркалки NIKON.

На сегодня все. Теперь я надеюсь вы разобрались с этим видом освещения и имеете представление что это такое, как и для чего его применять. Пока и до новых встреч!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Чаще всего статьи про свет в фотографии посвящены студийной фотосъемке. Исходя из этого у некоторых фотолюбителей складывается впечатление, что если они не снимают в студии, на вопросах света и тени можно вообще не заморачиваться. Это в корне не верно.

Слово фотография с греческого переводится как "светопись", об этом наверно знают все. Успех фотографа в значительной степени зависит от того, насколько эффективно он может работать со светом и тенью. В данном случае речь идет не только о студийном освещении, а свете вообще - от солнца, от окна, от лампочки, от вспышки, словом, все что может быть использовано в художественной и бытовой фотографии. Если фотолюбитель не знаком с основами построения световой картины фотоснимка получаются, у него регулярно получаются кадры наподобие этого...

Думаю, развернутые комментарии к фотографии излишни. Главная проблема данного снимка - в несоответствии типа освещения возможностям камеры. В результате, на фотографии получается только темный силуэт объектов переднего плана на фоне выбеленного неба. Это лишь одна из ситуаций, когда требуется не доверять "автомату", а включить собственные мозги - выбрать точку съемки и настроить аппарат таким образом, чтобы на фотографии было что смотреть.

В данной главе пойдет речь исключительно о съемке пейзажа, основным источниками света в котором является солнце. Несмотря на то, что источник света только один, возможно множество вариантов освещения сцены - какие-то получше, какие-то похуже.

В первую очередь можно выделить две категории освещения - рассеянное и направленное.

Рассеянное освещение

Наиболее яркий пример рассеянного освещения можно видеть на улице в пасмурный день. Все объекты освещены равномерно, светотеневой рисунок практически отсутствует. Для пейзажной фотографии это один из самых неподходящих видов освещения. Картинка получается тусклой, цвета блеклыми и скучными.

На подобных фотографиях очень сложно передать объем, особенно, если характер переднего и заднего плана не отличается (деревья на фоне деревьев) - они как бы склеиваются друг с другом. В пасмурную погоду нужно стараться избегать брать в кадр слишком много неба, поскольку относительно слабо освещенная земля при этом часто получается излишне темной:

Можно, конечно тени "вытянуть" в Фотошопе, но все равно фотография почти наверняка будет довольно скучной и невыразительной. Ведь настроение снимка в большинстве случаев определяется светотенью, а в данном случае ее почти нет, и настроения, в общем-то, тоже нет.

Направленное освещение

В случае уличной съемки источником направленного освещения днем является солнце, ночью - иногда луна, но чаще - искусственные источники света, например, уличные фонари. В зависимости от расположения источника света направленное освещение можно разделить на три вида:

  • Фронтальное
  • Боковое
  • Контровое

Фронтальное освещение получается в том случае, если источник света расположен у нас за спиной и освещает объект или всю сцену "в лоб". Характерная особенность данного освещения - очень слабо выраженная игра света и тени, в следствие чего страдает объем - фотография кажется плоской. Вот пример такой фотографии:

Стаю птиц оставим в покое, обратим внимание на сам пейзаж. Сам по себе объем на данной фотографии передан весьма посредственно. К примеру, не понятно, на каком удалении от нас находится береза и приходится об этом догадываться по косвенным признакам - видно, что листья получились очень мелко, поэтому мозг подсказывает нам, что дерево растет не на краю обрыва, а существенно дальше. Сама линия обрыва сливается с берегом реки. В общем, передача объема на фотографии этой оставляет желать лучшего.

Но даже если мы вынуждены иметь дело с фронтальным освещением (особенно актуально при пейзажной съемке во время дальних поездок), часто получается решить проблему передачи объема выбором точки съемки. Вот еще одна фотография из этой же серии, сходная по композиции, на которой точка и съемки выбрана несколько иная:

Совсем другое дело! Благодаря присутствию теней появилось четкое разделение планов, благодаря которому фотография "читается" гораздо лучше. Мы сразу можем определить, где передний план, где средний, где задний. Я нашел очень хороший прием, позволяющий улучшить передачу объема при освещении, близком к фронтальному - граница освещенного переднего плана должна проходить на фоне затененного фрагмента заднего плана. Обратите внимание на кромку обрыва - освещенная ярким солнцем сухая трава на переднем плане отлично контрастирует с затененным участком, расположенным ниже по склону. Однако, этот прием применим лишь на холмистом ландшафте. Если рельеф местности гладкий, то получить хороший объем на фотографии при фронтальном освещении, увы, не получится.

Боковое освещение дает намного более интересный светотеневой рисунок, чем фронтальное. При фронтальном освещении даже если мы получим игру света и тени на ландшафте местности, единичные объекты все равно освещаются "в лоб" и выглядят довольно плоскими (см. на стволы деревьев на предыдущих двух фото). В боковом освещении объекты выглядят более объемными. Вот пример фотографии, сделанной при боковом освещении.

Хотя солнце находится не строго сбоку от нас, а сбоку-сзади, светотеневой рисунок здесь проявляется не только на самом ландшафте, но и на самих объектах, в частности - на стволе дерева справа. Заметно, что именно благодаря светотени подчеркнута круглая форма объекта и его фактура. Здесь еще важно упомянуть, что наилучшее освещение бывает утром и вечером, когда солнце стоит невысоко над горизонтом. В этом случае тень от крон деревьев на падает на их стволы, благодаря чему фактура древесной коры передается наилучшим образом. Плюс ко всему, от объектов по земле идут длинные тени, которые могут стать элементами композиции. Однако, когда солнце опускается слишком низко, низины ландшафта погружаются в тень, что, зачастую отрицательно сказывается на выразительности снимка. Вот пример фотографии, когда наилучший момент для съемки уже упущен - передний план ушел в тень.

Однако, самые интересные, на мой взгляд, фотографии получаются в контровом свете , то есть, когда съемка идет против солнца. Сразу скажу, снимать пейзаж в контровом свете - задача не из легких, однако в случае успеха результат может превысить все ожидания.

Сразу должен предупредить, что в контровой свет полезен далеко не всегда. Не стоит, фотографируя закат над многоэтажками, бить себя в грудь, мол, я постиг искусство пейзажной фотографии и умею использовать контровой свет! :) Главное - не в том, что источник света попал в кадр, главное - как свет распространяется в кадре и насколько это удалось передать на фотографии.

При грамотном использовании контровой свет способен создавать неповторимый светотеневой рисунок в пейзаже (и не только в нем). Чтобы реализовать этот тип освещения нужно, как минимум, в кадре иметь благоприятную среду, в которой этот свет "заиграет". Начнем с простого...

Фотография сделана с телеобъективом, закатное солнце осталось за пределами кадра. Этот немудреный этюд показывает, как можно использовать контровой свет для получения световой окантовки вокруг объектов. Единственное условие - объект должен иметь шероховатую или даже мохнатую поверхность. Волоски на стеблях и цветках рассеивают солнечный свет, благодаря чему на фотографии появились довольно интересные окантовки.

Другой пример - уже сложнее...

Сначала о положительных моментах. На фотографии замечательно передан объем благодаря активному чередованию светов и теней. Листва способна пропускать свет и создавать иллюзию свечения, особенно если она расположена на темном фоне. При наличии дымки появляется дополнительный вид перспективы - воздушная, то есть объекты на переднем плане четкие и контрастные, на заднем плане - как будто в дымке. Все это положительно сказывается на восприятии фотографии.

Однако, есть и подводные камни. Самый главный из них - это ограниченность динамического диапазона у матрицы. Даже серьезная зеркалка часто бывает не способна проработать тени и света одновременно. На приведенной фотографии видно, что фактура коры дуба практически потеряна, она ушла в глубокую тень. Если пытаться увеличить выдержку, чтобы лучше проработать тени, нас ждет другая беда - прежде маленькое и аккуратное солнце (в данном случае, его отражение в воде) начнет стремительно расползаться в ширину в следствие блюминга (это такое явление, когда заряд с пересвеченных ячеек матрицы начинает перетекать на соседние ячейки, которые также пересвечиваются и переполняются - и так далее, и так далее). Из-за блюминга солнце "выбивает" значительный участок фотографии в абсолютно белый цвет, лишенный оттенков:

Справиться с солнцем в ряде случаев помогает нейтрально-градиентный фильтр, однако он позволяет достичь приемлемого результата только в том случае, если на кадре прямая линия горизонта и ее ничто не пересекает. Вот так выглядит нейтрально-градиентный фильтр:

А вот это - результат его применения. Затемненная область фильтра пришлась на верхнюю часть кадра. Это позволило затемнить излишне яркое небо и уменьшить блюминг, в то же время позволив более качественно проработать темную нижнюю часть кадра.

В случае нехватки динамического диапазона многие фотографы часто прибегают к технике получения HDR-изображений. Суть этой техники в том, что вместо одного кадра делаются три - один с нормальной экспозицией, другой недоэкспонированный (на нем хорошо получается небо, земля в черноте), третий - переэкспонированный (хорошо получается земля, небо в белизне). Потом из трех снимков делается один при помощи Adobe Photoshop или какой-либо специализированной программой для создания HDR. Вот пример HDR-изображения:

Вторая беда съемки в контровом свете - бликоустойчивость объектива. Далеко не все объективы могут похвастаться способностью давать "чистую" картинку при съемке против солнца и, как говорят фотографы, "ловят зайцев". Вот пример того, как эти "зайцы" выглядят:

Иногда солнечные зайчики придают фотографии отдельную изюминку, но чаще всего только портят ее, проявляясь в самых ненужных местах. Эффективного способа борьбы с "зайцами", кроме покупки дорогой оптики, пока, увы, не придумано.

Не могу не привести еще один пример фотографии в контровом свете, сделанной с вертолета:

Фото - Буровая. Западная Сибирь.

Помимо очень выразительной светотени, данная фотография примечательна еще тем, что солнце здесь ведет себя как источник точечного света. Тени идут не параллельно друг другу, как мы привыкли видеть, находясь на земле, а с эффектом перспективы, что придает фотографии мощную внутреннюю динамику. Фотография сделана на полнокадровую зеркалку со сверхширокоугольным объективом 16 мм.

Говоря про свет в фотографии нельзя не упомянуть такой источник света как вспышка - встроенная или внешняя. Об особенностях использования этого устройства читайте

Для чего нужен заполняющий свет ? Для того чтобы заполнить собой теневые участки объекта съемки, подсветить его. Если мы снимаем объект в студии, то естественная подсветка отсутствует. Главный источник света, который создает так называемый рисующий свет, освещает только одну сторону объекта. Все остальные его участки остаются в темноте. Это приводит к высокому контрасту, то есть резкой разнице яркостей объекта съемки. А это, в свою очередь, приводит к потере деталей как в тенях, так и в светах. Для того чтобы уйти от всего этого, используется заполняющий свет. Заполняющий свет придает объекту пластичность, мягкость, он подсвечивает теневые участки объекта.

То, как работает заполняющий свет, мы можем постоянно наблюдать в нашей повседневной жизни. Это нам кажется естественным, и мы совершенно не придаем этому значения. Например, рассматривая на улице ствол толстого дерева, мы видим не только освещенную солнцем одну его сторону, но и те участки, которые находятся в тени, различаем фактуру коры, её цвет. В природе подсветка теней происходит за счет света, который рассеян слоем воздуха и отражен от окружающих объектов - асфальта, стен домов и пр. В помещениях естественный свет дополняется светом, отраженным от светлых поверхностей - стены, потолок.

Заполняющий свет - это свет рассеянный, максимально мягкий. Прибор, его излучающий, может освещать снимаемый объект так называемой «открытой лампой». В этом случае световой поток, идущий от прибора, направляется непосредственно на объект. При «открытой лампе» на прибор нужно установить софт-фильтр или специальный рассеиватель. Существует и еще один вид заполняющего света - отраженный. При этом поток света направляется не на объект, а на какую либо поверхность, и, отраженный уже от неё, попадает на объект и подсвечивает его теневые участки. И в этом случае тоже сохраняется принцип рассеянного потока света.

Прибор заполняющего света обычно устанавливается недалеко от камеры, с той же стороны, что и прибор рисующего света. Если же вы прибор заполняющего света поставите так, что световой поток, исходящий из него, станет встречным по отношению к рисующему потоку, на объекте съемки появятся двойные тени, что очень испортит ваш снимок.

Заполняющий свет не должен замечаться зрителем. Нельзя делать так, чтобы он давал свои собственные тени, отличные от теней главного, рисующего света. Но иногда не удается достичь этого и тени от заполняющего света становятся очень активными. Такое случается, например, если в студии тесно, и фон стоит близко от объекта съемки. В этом случае нужно применить некоторую хитрость и так построить кадр по композиции, чтобы зритель не увидел ваших огрехов.

Качество подсветки теней - это не только техническая сторона фотографии, это и стремление найти наиболее яркий, интересный световой рисунок. От силы заполняющего потока света в основном и зависит характер освещения объекта, и, естественно, сам полученный результат - сам снимок, степень его эстетического воздействия на зрителя. Например, «дневной» вариант освещения объекта легко превратить в «ночной», всего лишь изменением интенсивности заполняющего света, оставляя при этом неизменным направление и интенсивность рисующего света. Возможен и обратный процесс. Таким образом, мы пришли к выводу, что заполняющий свет - это один из инструментов, позволяющий влиять на контрастность изображения объекта. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы зритель воспринимал на снимке один источник света, а не несколько.

На натуре заполняющий свет тоже используется для подсветки теневых участков объекта. Прямой и яркий свет солнца делает объект чрезмерно контрастным, теневые участки в этом случае практически не прорабатываются. Тут можно прибегнуть к дополнительной подсветке. В качестве подсветки можно применить отражатели, как профессиональные, с различными коэффициентами отражения, так и простые листы бумаги или даже газету. Тут всё зависит от конкретных условий: интенсивности света, крупности плана и пр. Важно знать, что используя солнечный свет как заполняющий, вы сохраняете качественные характеристики освещения, в том числе и цветовую температуру.

Как источник заполняющего света на натуре можно применять и искусственные источники света. Для этих целей в основном используют вспышку, причем как встроенную, так и выносную. Но нужно помнить, что при любой ситуации искусственный свет, в том числе и на улице, нужно рассеять, добиться того, чтобы световой поток был мягким. Чаще всего при натурной съемке подсветка применяется при контровом освещении. Если в этом случае объект съемки дополнительно не подсветить, на вашем снимке он превратиться в чёрный силуэт.

Если вы снимете днём в интерьерах с большими и открытыми окнами, то не нужно забывать, что в этом случае тоже неизбежен высокий контраст, то есть весьма ощутимая разница между теми частями объекта, которые находятся в тени, и теми, которые на свету. Для того чтобы снизить резкость этих переходов от света к тени, можно воспользоваться легкой дополнительной подсветкой. В таких случаях обычно используют отраженный свет. В качестве отражателей хорошо использовать стены и потолок. Но тут может притаиться опасность. Нужно обратить внимание на то, в какой цвет окрашены эти поверхности. Если стены и потолок имеют насыщенный цвет, то на объектах съемки могут появиться нежелательные цветные блики, рефлексы, которые исказят цвет вашего объекта. В этом случае удобнее всего применить вспышку с рассеивателем, например с софт-боксом.

Некоторые фотографы при съемке портретов для подсветки используют золотые зонты. Световой поток от осветительного прибора направлен на зонт, и отраженным от зонта падает на модель. В этом случае изменяется цветность светового потока. Если съемка производится на натуре, то на снимке получается высокий цветовой контраст. Зачем это нужно? Тут стоит обратиться к теории живописи.

Глаз человека, наблюдающего за цвето- и светораспределениями при натурном освещении, замечает, что те места объекта, на которые падает прямой солнечный свет, кажутся холодными. А те, которые в тени - намного теплее. Этим и пользуются уже несколько веков многие живописцы. Например, Ван Гог всегда в спектр солнечного диска добавлял краску холодного цвета, чем добивался на своих полотнах слепящего эффекта солнца.

Можно привести в пример и Рембрандта, в живописи которого теням уделено значительное внимание. На его живописных портретах тени всегда глубокие, их решения сложны по колориту, но, тем не менее, этот колорит не выходит за рамки золотисто-коричневых тонов. Эти традиции живописи отчасти перешли и в фотографию. Именно для этого и используются золотые зонты. Но, тем не менее, фильтрованный световой поток, исходящий от прибора заполняющего света, нужно применять умеренно. Чрезмерно желтый цвет лица может показаться зрителю болезненным, а это никак не украсит ваш снимок.

Мы уже говорили о цветовом контрасте. Чем теплее на снимке кажется теневая часть объекта, тем более холодными ощущаются светлые его участки. Это может привести к нарушению цветовой гармони на вашей фотографии. Но и тут возможны исключения из правил. Посмотрите на зимние пейзажи кого-нибудь из классиков живописи. Например, «Март» Исаака Левитана. В этой картине замечательного российского живописца тени на снегу имеют цвет от бледно-синего до фиолетово-черного. Стало быть, поток заполняющего света может иметь любой цвет. Лишь бы это соответствовало поставленной задаче.

Анри Матисс. «Семья художника». 1911г.

Давайте рассмотрим картину Анри Матисса «Семья художника». На первый взгляд на ней не видно света, его как бы не существует. Всё пространство, изображенное на картине, заполнено некими декоративными элементами, да и сами люди выглядят не более чем пятнами, которые нужны художнику для построения гармони в сочетании цветового контраста и ритма. Люди на этом полотне лишь формально люди. Это самодостаточные персонажи, каждый из которых погружен в себя, взгляды этих людей не пересекаются. Тут всё подчинено цветовым контрастам - глубина пространства и освещения, сюжет, объемы. Матисс как бы освещает пространство картины заполняющим, рассеянным, ровным светом, который идет со стороны зрителя. Этот свет все элементы картины выделяет в одинаковой степени, внимание не акцентируется ни на чём. Если бы перед нами была не картина художника, а фотография, то это можно было бы назвать заполняющим светом, который одновременно является и рисующим. Свет, который равномерно заполняет всё пространство изображения.

Позвольте мне с самого начала отметить, что не имеет значения, какую камеру вы используете. Свои знания о свете вы можете применять как фотографируя на хорошую цифровую фотокамеру, так и на телефон. Фотография и свет идут рука об руку. Проще говоря, если нет света, нет фотографии. Настолько свет важен для великолепной фотографии. Я попрошу вас отложить камеру на мгновение и понаблюдать. Просто взгляните на свет, на его цвет, как он падает на людей и предметы. Какие тени создаются?

Попробуйте взглянуть на это в разное время суток:

1. Ранним утром до восхода солнца и во время рассвета

Ранним утром вы увидите, как свет меняется от холодного синего до красного, оранжевого и желтого. Он измениться от мягкого без тени света до такого, который придает форму и текстуру всему, чего касается. Если погода правильная, то в конце дня вы будете свидетелем того же процесса в обратном направлении – перехода от теплых до холодных оттенков!

Начинающие фотографы стараются фотографировать фактический восход или закат. Вместо этого попробуйте посмотреть, как солнце ложится на деревья или растения или лицо и одежду человека. Когда солнце низко в небе, оно создает великолепные формы и текстуры. На пляже посмотрите на текстуру песка, форму скал и раковин, разбросанных повсюду

2. Полдень

Полдень лучше оставить стрелкам часов! Это может быть худшее время для фотографии. Это тот самый свет, который вы видите в офисных помещениях с потолочным освещением. Это придаст вашим портретам некрасивый вид, как на изображении выше.

Что же делать? Существует два простых решения. Включить вспышку – это одна из возможностей. Вторая – спрятаться в тени на открытом воздухе или использовать свет из окна в помещении

3. Свет из окна

Свет из окна - прекрасный направленный свет. Что означает направленный? Это свет, который исходит из одного направления, одного источника.

Мы часто можем увидеть человека, стоящего спиной к окну, а лицо остается в темноте. Вместо этого поместите его перпендикулярно окну, используя свет, чтобы осветить одну сторону лица. Вы можете использовать свет из окна с одинаково эффективными результатами, будь то съемка человека или предмета.

Попробуйте использовать этот вид света, когда солнце не светит прямо в окно. Выберите облачный день, используйте окно с северной стороны или фотографируйте после того, как солнце сместилось от окна.

4. Штормовая погода

Свет меняется, когда вы входите в грозу и выходите из нее. Посмотрите, как цвет цветов, листьев и даже автомобилей оживает во время смены погоды. Вы конечно можете добавить насыщенность в Photoshop, но выйдет гораздо реалистичнее, если вы сможете сфотографировать тот насыщенный цвет, который бывает в конце грозы.

И не бойтесь выйти в снегопад или ливень с вашей камерой. Вы откроете для себя совершенно новый мир, от которого прячутся большинство людей. Вы будете свидетелями сцен, которые обычно не видны. Я гарантирую, что люди воскликнут: «Вау, как ты получил этот снимок?!

5. Времена года

Ваши наблюдения за светом расскажут вам о многом. Я думаю, вы начнете видеть то, что я не вижу. Я очень надеюсь на это. Еще одна вещь, которую вы можете заметить, - это то, что свет меняется и в течение года.

Например, меняется положение солнца в небе. Летом здесь, в южном Онтарио, солнце поднимается прямо у моей задней двери, обращенной на восток. Приходите в ноябре, этот же огненный шар поднимается примерно на 45 градусов дальше на юг или справа от меня. Таким образом, теперь он освещает вещи с совершенно другого угла, чем в июне, создавая различные формы и текстуры для объектов в одном и том же пространстве. Как это круто!

Еще одна часть головоломки освещения, которую я обнаружил, состоит в том, что свет становится более ясным и резким, почти за одну ночь с переходом с августа на сентябрь. Мутный воздух августа создает более мягкий свет, потому что он заполнен частицами, рассеивая свет вокруг. Когда воздух охлаждается в сентябре, он становится более свежим и более чистым, дающим нам более четкий свет. Это в южном Онтарио, но я гарантирую, что одни и те же эффекты будут возникать в свое время и вашем месте проживания.

Не бойтесь погоды

Люди в этих широтах часто жалуются, когда температура достигает -20 градусов по Цельсию. Пришло время взять камеру и отправиться в мир. В наши зимы погода очень серая. Девяносто процентов времени, когда очень холодно, мы получаем свежий, чистый, красивый свет с этими великолепными синими небесами.

Я понимаю, что говорю о своем доме, но я прошу вас приступить к наблюдению того, какое влияние на погоду оказывают времена года и погода. Какое время нравится вам визуально? Когда проявляется цвет? Возможно, вам нравится мягкий свет?

Заключение

Что действительно удивительно в фотографии, так это то, что 7 или 70 из нас могут фотографировать одну и ту же сцену, и, как правило, все мы видим другую перспективу. Когда мы общаемся, мы учимся. Моя рекомендация? Будьте собой и делитесь.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!