Классный час международный день исторических памятников. Внеклассное занятие, посвящённое Дню Памятников и памятных мест «Рядом с настоящим — прошлое. И тебя все вспомнят непременно

Международный день памятников и исторических мест традиционно отмечают 18 апреля, начиная с 1984 года. Праздник был установлен Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, действующей при ЮНЕСКО, в 1983 году. Праздник необходим для того, чтобы обратить внимание людей на проблемы сохранения и защиты нашего культурного наследия. В рамках данного праздника проводятся различные знаковые мероприятия, в том числе конференции, касающиеся вопросов сохранения памятников, исторических комплексов и защиты их от вандализма. Также организуются экскурсии по историческим зданиям, закрытым для посещения в обычные дни, а некоторые музеи принимают посетителей в этот день бесплатно.

Сегодня в России ситуация с охраной достопримечательностей обстоит не лучшим образом - либо нет соответствующих законов, либо они просто не соблюдаются. Итогом этого является уничтожение заповедных и исторических зон, а виновные обычно не несут никакой ответственности.

В Европейских странах с памятными местами обращаются намного бережнее, даже после археологических раскопок проводятся работы по восстановлению исторических ландшафтов.

Пройдись по историческим местам
И возле памятника в тишине постой,
История здесь оживает, чтобы нам
О жизни рассказать былой.

Чтоб лишний раз напомнить о великом
Иль от беды порой предостеречь,
В день памятников мир весь призываю
Наследие истории беречь.

Сколько мест исторических есть,
И загадку каждое прячет!
Нам все их, конечно, не счесть,
Но все они что-то, да значат!

Мы должны их всем сердцем хранить,
Ведь они - наследие наше!
Нам историю нужно ценить,
Каждый памятник нам очень важен!

День памятников отмечает
Сегодня весь ученый мир,
Планета наша так богата -
Над ней история, как дым.

Хранить обязаны потомки
Бесценный опыт прошлых лет,
Прекрасней в камень облаченных
Свидетелей эпох ведь нет.

Пускай они стоят безмолвно,
Пусть учат хрупкий мир беречь,
Идите к ним за вдохновением,
Пусть будет больше этих встреч.

Столько мест интересных на свете:
Музеев, скульптур, монументов!
А дворцы как красивы все эти,
А поместья интеллигентов!

Как прекрасна архитектура!
Нам и вправду есть чем насладиться!
Процветает пусть наша культура,
Пусть наследие вечно хранится!

В День памятников вам напоминаю:
Историю нам нужно чутко чтить,
Событиями, что застыли в камне
Вас призываю очень дорожить.

Стоят пускай напоминания
Давно минувших лет и дней,
Ведь с ними краше все наши пейзажи
И жизнь становиться ясней.

Много памятников в мире,
Сложно даже посчитать,
Их беречь нам с вами надо,
От вандалов защищать,
Об истории нам нужно
Чаще вспоминать, друзья,
Про культуру мировую
Забывать никак нельзя!

Стоят истории немые стражи,
И бронзовый на нас бросают взгляд.
Порой они такое нам расскажут,
Что невозможно двигаться назад!

Места истории вершившие событья
Открыли в прошлое парадную нам дверь.
Еще таят они в себе открытья,
Которые нас удивят, поверь!

Так охраняй их, чтоб познать истоки
И детям передать их красоту.
Ведь делать их, позволено не многим.
А не ломать, тебе лишь одному!

Местами историческими
Мир огромный полон,
Свидетели они
Эпох, событий, воен.
В день памятников вам
Хочу я пожелать
Историю любить и оберегать.
Опытом история
Делится пусть с нами,
Чтоб ошибок прошлого
Мы не повторяли.

Будем памятники охранять,
Исторические места защищать!
Сохраним культурное наследие
Для потомков, для наследников!

Культурных шедевров у нас не счесть,
Организуем торжества в их честь,
Расскажем новым поколениям
Про их огромное значение!

Чтоб спокойно могли мы смотреть
В своё доброе светлое завтра,
Нужно прошлое в душах согреть
И с земли не стирать безвозвратно.

Нам историю нужно хранить
И потомкам дарить, непременно,
Монументы достойно ценить
От вандалов спасать ежедневно!

Поздравлений: 34 в стихах.

Задачи

1. Познакомить учащихся с Международным днем памятников и исторических мест.

2. Способствовать формированию информационной культуры учащихся, пониманию информации как средства развития собственного кругозора.

3. Воспитывать уважительное отношение к культурным традициям России и мира.

Форма проведения : виртуальное путешествие.

Подготовительная работа

1. Подготовить информацию о чудесах света.

2. Подготовить викторину, посвященную необычным памятникам мира.

3. Найти интересную информацию о памятных местах России.

4. Найти статьи в газетах и журналах о сохранении памятников и исторических мест на территории России.

5. Провести опрос учащихся по теме информационно-познавательного часа.

Опросник по теме

1. Когда был учрежден Международный день памятников и исторических мест?

2. Считаете ли вы, что такой день необходим в календаре?

3. Знаете ли вы, какие памятники нашего города имеют историческую ценность?

4. Какие исторические места в нашей стране вы хотели бы посетить?

5. Какие исторические места мира вам было бы интересно посетить?

6. Какие чудеса света вы знаете?

7. Какие исторические места вы хотели бы причислить к чудесам света?

8. Нужно ли людям знать о памятниках и исторических местах?

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель . Уважаемые ребята! Каждый человек изучает историю своей страны не только по учебникам, сказаниям и легендам, но и по тем сохранившимся памятникам истории и культуры, которыми так богаты все страны мира.

Иногда люди, если их можно так назвать, бездумно относятся к наследию прошлых цивилизаций: уничтожают памятники архитектуры и искусства - картины, здания — шедевры мировой цивилизации. Видимо, поэтому государства и народы предпринимают попытки сохранить то, что создано прошлыми цивилизациями.

И этот информационный час мы посвящаем Международному дню памятников и исторических мест.

Выходят учащиеся, готовившие информационный час.

Ученик 1 . Прежде чем мы отправимся на экскурсию по странам, континентам и эпохам, я предлагаю уточнить дату появления Международного дня памятников и исторических мест.

Ученик 2 . Этот день установлен в 1983 г. ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, созданной при ЮНЕСКО. Он официально отмечается с 18 апреля 1984 г.

В 1924 г. в СССР был издан указ, который обязывал исполнительные комитеты следить, чтобы «городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую Ценность, не распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения памятника».

Ученик 3 . В 1934 г. было принято постановление, согласно которому этот указ стали считать устаревшим и неактуальным вследствие огромного размаха хозяйственного строительства.

Ученик 4 . В 1976 г. в СССР был принят Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Но, к большому сожалению, можно сказать, что он остался только на бумаге.

Ученик 1 . И сегодня ситуация обстоит не лучшим образом - в стране нет соответствующих законов об охране памятников, а существующие чаще всего не соблюдаются, исторические места и заповедные зоны нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания.

Ученик 2 . В Европе с историей обращаются гораздо бережнее, там сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи.

Например, во Франции проводят работы по восстановлению ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок, а на севере Англии в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, протянувшийся на 117 км, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей империи.

Ученик 3 . Давайте отправимся по городам и странам, чтобы познакомиться с историческими и культурными достопримечательностями мира, откроем для себя чудеса света. Итак, вперед!

Ученик 4 . Вы спросите: «Что за чудеса света? Какие они?» А это мы сейчас узнаем. В мире существуют семь всеми признанных чудес света - знаменитый список прославленных достопримечательностей культуры Древнего мира.

Выходит группа учащихся, подготовившая рассказ о пирамиде Хеопса. Одновременно на экране появляются слайды презентации.

Ученик 1 . Первый список чудес света появился в Древней Греции приблизительно в III в. до н. э. Поначалу их было только три - пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды и храм Артемиды. В некоторых источниках автором окончательного списка называют Филона Александрийского. Вот этот список:

1. Пирамида Хеопса - великая пирамида в Гизе, Египет.

2. Храм Артемиды в Эфесе.

3. Висячие сады Семирамиды.

4. Колосс Родосский.

5. Статуя Зевса в Олимпии.

6. Александрийский маяк.

7. Мавзолей в Галикарнасе.

Ученик 2 . Я приглашаю вас в Египет. Мы находимся у подножия древнейшего памятника архитектуры, которой сохранился до наших дней. Человек, который находится у подножия, кажется сам себе букашкой. Неудивительно, ведь пирамида — это сооружение, которое до 1300 г. считалось самым большим в мире. И сегодня все теряются в догадках: как могли люди древности воздвигнуть такое колоссальное строение?

Ученик 3 . Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры. Высота пирамиды 137,2 м, примерно с 50-этажный небоскреб. Она сложена примерно из 2,3 млн каменных кубов, уложенных в 203 яруса. Средний вес камня 2,5 т, но есть и более крупные, до 15 т. Объем пирамиды приблизительно 2 521 ООО куб. м. Площадь ее основания - 53 ООО кв. м - равна площади пяти футбольных полей. Масса пирамиды составляет 6 400 000 т. Ее основание покоится на природном скальном возвышении высотой в центре около 9 м.

Ученик 4 . Пирамида была построена в XXVI в. до н. э. по указу фараона Хуфу, по-гречески его имя звучало как «Хеопс». Архитектором пирамиды считается Хемиун, визирь и родственник Хеопса. Тысячи любителей древностей, историки, археологи приезжают, чтобы еще и еще раз посмотреть на это гениальное творение. Трудно даже представить себе, что бы мы потеряли, не имея возможность увидеть пирамиды!

Выходит вторая группа, подготовившая рассказ о храме Артемиды.

Ученик 1 . А мы отправляемся в Малую Азию, в город Эфес. Здесь обессмертил себя на века царь Крез. Именно по его указу в 560 г. до н. э. был построен величественный храм. Сам город Эфес был построен за тысячу лет до этого. Существует легенда, что основали Эфес амазонки - племя женщин-воительниц.

Ученик 2 . Царь Крез решил построить храм в честь богини Луны, покровительницы животных и молодых девушек. Греки звали ее Артемидой, а римляне - Дианой. Храм был построен из известняка и мрамора, добытых рабочими в близлежащих горах. Основные конструкции храма составляли около 120 мраморных колонн. Гигантские колонны выглядели величественно. Чтобы поставить их, рабочие брали огромные глыбы и скрепляли их между собой металлическими штырями.

Ученик 3 . Когда здание покрыла крыша, художники придали ему законченный вид, украсив скульптурами и орнаментами. В центре храма стояла статуя Артемиды. Это был один из крупнейших храмов, превосходивший размерами знаменитый Парфенон, построенный позже в Афинах.

Ученик 4. Спустя 200 лет, в 356 г. до н. э., храм был сожжен дотла. Поджег его человек по имени Герострат, который просто хотел прославиться. По странному совпадению, храм был уничтожен в тот самый день, когда родился Александр Великий. Спустя годы Александр посетил Эфес и приказал восстановить храм на прежнем месте.

Ученик 1. Храм Александра просуществовал до III в. н. э. Постепенно бухту в Эфесе заносило илом, город терял свое былое значение. Он был разграблен готами, а позднее затоплялся во время наводнений. Сегодня от храма в Эфесе сохранились лишь несколько блоков основания и одна восстановленная колонна.

Ученик 2 . А сколько интересного мог бы узнать современный человек, если бы памятник древности - храм Артемиды - сохранился! Однако слава Герострата не давала и не дает многим покоя. Достаточно вспомнить памятники, уничтоженные в нашей стране и по всему миру во время Второй мировой войны.

Ученик 3 . И не только во время Второй мировой войны. Сколько исторических памятников было уничтожено в нашей стране за весь XX в.! Сколько их уничтожается и сегодня из-за бездушия и халатности современного человека!

Ученик 4. Впрочем, мы опять возвращаемся в прошлое и продолжаем экскурсию, наблюдая шедевры мировой цивилизации.

Выходит группа, подготовившая рассказ о висячих садах Семирамиды.

Ученик 1 . Мы с вами находимся в Вавилоне. Висячие сады были одной из самых знаменитых диковинок этого древнего города. Однако, хотя археологи и нашли предполагаемые руины садов, доказать, что это именно они, невозможно. Из истории мы знаем только одно: сады действительно существовали, потому что люди видели и описали их.

Ученик 2 . Греческие и римские писатели рассказывают, что сады были построены в 600 г. до н. э. по приказу Навуходоносора II, царя и повелителя Вавилонии. Сам город Вавилон лежал на берегах реки Евфрат, к югу от сегодняшнего Багдада, столицы Ирака. Легенда повествует, что царь приказал построить сады ради тосковавшей по дому молодой жены Амирис, надеясь, что они напомнят ей родные персидские горы.

Ученик 3 . Висячие сады были построены у реки и смотрели на городские стены Вавилона. Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых, возможно, возвышалась над землей примерно на уровне 40 м. Навуходоносор распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряженных волами, и речных ладьях.

Ученик 4 . Успех садоводов зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась вода из Евфрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки ведер, прикрепленных к колесу, которое вращали рабы. А потом она, по предположению специалистов, сбегала по садам ручьями и водопадами, что придавало садам невиданную красоту и диковинный вид. Исторические хроники сообщают, что толпы народа часами наблюдали за необычным видом садов Вавилона.

Ученик 1. Если бы не человеческое варварство, возможно потомки могли бы еще и сегодня любоваться красотой висячих садов Семирамиды.

Выходит четвертая группа, рассказывающая о Колоссе Родосском.

Ученик 1 . Мы находимся с вами у берегов современной Турции - в городе Родосе. Нас привело сюда желание познакомиться с памятником архитектуры и культуры древней цивилизации - Колоссом Родосским.

Ученик 2 . Колосс Родосский - так называлась гигантская статуя, которая стояла в портовом городе на Родосе - острове в Эгейском море у берегов современной Турции. В древние времена жители Родоса хотели быть независимыми торговцами. Они старались не вмешиваться в чужие войны, и тем не менее их самих неоднократно завоевывали.

Ученик 3 . В конце IV в. до н. э. народ Родоса отпраздновал победу. Он как раз благополучно отстоял свой город, который целый год держали в осаде греческие солдаты. Греки, поняв, что не смогут победить, даже побросали часть осадных сооружений. Народ Родоса решил продать эти сооружения и построить статую Гелиоса, бога Солнца, чтобы отблагодарить его за заступничество.

Ученик 4. Мы не знаем точно, как выглядела статуя и где она стояла. Известно, что она была сделана из бронзы и достигала в высоту 33 м. Статуя была создана скульптором Харетом, на ее строительство ушло 12 лет.

Ученик 1 . Интересен подход родоссцев к созданию памятника. Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу и, по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать ее устойчивее. Строительство было завершено в 280 г. до н. э. Многие века люди думали, что Колосс высился над входом в родосскую гавань, как это показано на рисунке. Но этого быть не могло. Ширина устья гавани не позволяла это сделать.

Выходит группа, подготовившая рассказ о храме Зевса.

Ученик 1 . Мы находимся на территории современной Греции. Почти 3000 лет назад Олимпия была важным религиозным центром Юго-Западной Греции. Древние греки поклонялись Зевсу, царю богов, и проводили там регулярные празднества в его честь, которые включали в себя спортивные соревнования. Первые Олимпийские игры, по мнению историков, были проведены около 776 г. до н. э. После этого они проводились раз в четыре года на протяжении 1100 лет и имели большое значение: на время Игр прекращались все войны, чтобы не мешать участникам и зрителям добраться до места их проведения.

Ученик 2. В V в. до н. э. жители Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.

Ученик 3 . Он был знаменит тем, что создал до этого две статуи богини Афины. В Олимпии Фидий и его помощники создали прежде всего деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса основой. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что статуя смотрелась как монолитная фигура.

Ученик 4 . Зевс восседал на троне, который был инкрустирован черным деревом и драгоценными камнями. Законченная статуя достигала более 13 м в высоту и почти касалась потолка храма. Создавалось впечатление, что если бы Зевс мог встать, он пробил бы крышу. Вдоль стен соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога. Эта скульптура на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света.

Ученик 1 . Однако спустя столетия римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но согласно легенде статуя разразилась взрывом смеха и рабочие разбежались. Затем в 391 г. до н. э., после принятия христианства, римляне запретили Олимпийские игры и закрыли греческие храмы. Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г. до н. э. храм, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром.

Выходит группа, которая рассказывает об Александрийском маяке.

Ученик 1 . Трудно кораблям в пути и сегодня: их подстерегают бури и штормы, еще труднее было морякам тысячи лет тому назад.

Ученик 2 . Однако во II в. до н. э. появилось сооружение, которое стало не только помощником морякам, но и чудом света, чудом человеческой мысли и памятником уму человека.

Ученик 3 . Этим сооружением стал маяк. Он был предназначен для того, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днем - столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он 1500 лет.

Ученик 4. Маяк был построен на маленьком острове Фарос, что находится в Средиземном море, около берегов Александрии. Этот оживленный порт основал Александр Великий во время посещения Египта. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство ушло 20 лет, а завершено оно во времена правления Птолемея II, царя Египта.

Ученик 1 . Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

Ученик 2. Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. На вершине башни стояла статуя Зевса Спасителя. Общая высота маяка составляла около 118 м.

Ученик 3 . Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному подъемнику на телегах, запряженных лошадьми или мулами. За пламенем находились бронзовые пластины, направлявшие свет в море. С кораблей можно было видеть этот маяк на расстоянии более 50 км.

Ученик 4 . К XII в. н. э. Александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, переплавили на монеты. В XIV в. маяк был уничтожен землетрясением.

Выходит группа, которая рассказывает о Мавзолее в Галикарнасе.

Ученик 1. Мы находимся с вами в Галикарнасе, в древности бывшем частью Персидской империи. Ныне это город Бодрум, один из популярных курортов Турции в провинции Мугла. Мавзолей появился в Галикарнасе благодаря его правителю Мавсолу.

Ученик 2 . Приобретая все больше могущества, Мавсол стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. В своем воображении он рисовал себе необычную гробницу. Мавсол мечтал о величественном памятнике, который напоминал бы миру о его богатстве и могуществе спустя долгое время после его смерти.

Ученик 3 . Мавсол умер до окончания работ над гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного завершения. Название гробницы происходит от имени царя, отсюда пришло в наш язык слово «мавзолей». Это слово стало означать всякую внушительную и величественную гробницу.

Ученик 4. Пепел царя хранился в золотых урнах в усыпальнице, находившейся в основании здания. Сторожами служили каменные львы. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окруженный колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида. Венчало ее скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. Все это было расположено на большой высоте, примерно 44 м.

Ученик 1. Спустя 18 столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания. В XIV в. христианские рыцари-иоанниты стали использовать его обломки для замка, который они возводили неподалеку. Они сложили часть крепостных стен из блоков зеленого камня, из которых была построена основная часть Мавзолея. Через несколько лет рыцари обнаружили усыпальницу Мавсола и его жены Артемизии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и оно было разграблено мародерами, которых привлекли золото и драгоценности.

Ученик 2 . Еще 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.

Ученик 3. Хочу отметить, что до наших дней полностью сохранилась лишь пирамида Хеопса, частично - храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе.

Классный руководитель. Огромное спасибо ребятам, подготовившим рассказ о памятниках древности, которые поражали воображение современников. Конечно, гораздо важнее было бы сохранить их для потомков, но мы еще раз убеждаемся, что человек - это существо, способное как создавать красоту, так и уничтожать ее. Очень хочется, чтобы в нашей сегодняшней жизни не было Геростратов, которые ради славы готовы сгубить все то, что принадлежит человечеству.

Сейчас во всем мире уделяется большое внимание сохранению памятников культуры. Помимо этого, повсеместно стало возникать много необычных памятников. Я предлагаю познакомиться с необычными творениями и приглашаю ребят для проведения викторины.

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает несколько изображений современной скульптуры в виде пазла. Учащиеся должны сложить паззл и объяснить, о каком памятнике или скульптуре идет речь.

После того как учащиеся выполнят задание, те, кто готовил викторину, озвучивают правильный ответ.

Если памятник назван правильно, ведущие в подтверждение дают краткую информационную справку об этом памятнике или скульптуре.

Ученик 1. Пожалуй, это самый известный из самых странных памятников в мире. По последним данным, похожие скульптуры уже установлены более чем в 200 городах по всему миру, однако главный, хоть и изрядно позеленевший и утерявший былой напор струи, - все там же, в столице Бельгии - в Брюсселе. Многие люди, проходя мимо памятника, не скрывают улыбку на лице. (Писающий мальчик.)

Ученик 2. Многие считают, что этот памятник - символ морской бухты, возле которой стоит город Марсель. По многим версиям и предположениям, бухта имеет форму пальца. Памятник - хорошее напоминание о том, что можно делать и чего нельзя. Дети, видя этот памятник, перестают плакать и завороженно смотрят, взрослые снисходительно посмеиваются. {Гигантский палец, установленный в Марселе, Франция.)

Ученик 3 . Счастье, по мнению скульпторов, создавших этот памятник, выглядит как сытый волк. Он похож одновременно на Волка из «Ну, погоди!» и Волка из «Жил-был пес». На брюхе у этого «счастья» - кнопка, при нажатии на которую персонаж голосом народного артиста России Армена Джигарханяна произносит афоризмы из мультфильма. {Памятник сытому волку в Томске.)

Ученик 4 . Этот памятник - гимн столовым приборам, которые использует человек во время еды. Без этого прибора трудно есть вторые блюда. Хотя, конечно, их можно есть, но придется брать все руками. Эта скульптура выше трехэтажного дома. Глядя на эту фигуру, очень хочется тут же начать трапезничать. (Гигантская вилка, установленная в городе Осло, Норвегия.)

Ученик 5 . Этот памятник и необычен, и странен. Он напоминает женщинам о том, что есть предметы женской одежды, которые могут быть воспеты в поэме, песне или найти отражение в скульптуре. {Ноги в чулках, установленные в парке Чонбоп в Сеуле, Корея.)

Ученик 6 . Легендарные работы великого Фаберже, который годами корпел над своими творениями, можно увидеть лишь в музейных коллекциях. А этот шедевр, называемый по-украински «писанка», видно за километры. Обхватить его могут лишь 20 человек вместе, разбить его можно только тяжелой артиллерией, однако при его сооружении не пострадал ни один цыпленок. {Гигантское пасхальное яйцо в городе Вегревиллъ, Канада.)

Ученик 7 . Стоит только выйти на улицы города Красноярска, и ваше воображение потрясет памятник, который установлен на главной площади города. Эта скульптура изображает людей, выполняющих свою работу. Без людей этой профессии не обходится ни один дом, ни одна квартира. Если что-то неисправно, они тут же придут на помощь. Их добрые лица и желание помочь вызывают улыбку горожан, которые приходят полюбоваться на скульптуру. (Скульптура «Веселые сантехники».)

Ученик 8. Этот памятник установлен в городе Дюссельдорфе в Германии. Он прославляет профессию, с помощью которой мы можем навсегда остаться детьми или молодыми, достаточно только посмотреть в глазок этого аппарата, услышать, что скоро вылетит птичка, - и ты запечатлел себя на века. Эта скульптура поставлена в знак уважения к людям, которые являются хранителями вечности. {Скульптура фотографа.)

Ученик 9 . Эта скульптура установлена в России, в Екатеринбурге. На постаменте - две босые ноги и надпись о том, что он еще вернется. Он - это человек, которого трудно увидеть, еще сложнее услышать. Это странное сооружение вызывает смех и немного - страх. А вдруг он действительно здесь, хотя люди его не видят? {Человек-невидимка.)

Ученик 10 . Эта скульптура установлена в городе Минске на привокзальной площади. Бедная девушка пережидает непогоду.

Чувствует она себя, видимо, не совсем уютно, так как на дворе идет дождь, а зонт почему-то не может ей помочь... (Скульптура девушки с абсолютно дырявым зонтом.)

Ученик 1 . Сменяются века, столетия, человеческая мысль развивается. И вот уже на смену чудесам света прошлого приходят новые.

Ученик 2 (показывает цифры). 07.07.07. Посмотрите на эту дату и запомните ее. Именно 7 июля 2007 г. в Лиссабоне, в Португалии, состоялся финал конкурса на звание «Чудо света». Новые чудеса света получили официальный статус. А семь уже давно признанных чудес света будут именоваться «бывшие семь великих чудес света».

Мировой конкурс по выявлению семи новых чудес света стартовал в 2005 г. Инициатива принадлежала швейцарскому бизнесмену Бернарду Веберу, который создал компанию с названием «Семь новых чудес света» и привлек к проекту группу международных экспертов.

Ученик З. С 2005 г. люди со всего мира голосовали в Интернете, посылали SMS-сообщения, звонили и оставляли свои голоса за новых претендентов на звание «Чудо света». Новая семерка чудес света получила не менее 19 млн голосов. Таким образом, это голосование стало самым крупным в истории Интернета. На конкурс было прислано более 200 заявок, но право на участие в конкурсе получил всего 21 объект-кандидат.

Ученик 4. И сегодня мы хотели бы назвать те современные чудеса света, которыми будет восхищаться человечество на протяжении последующих веков. Вот они:

1. Дворец Тадж-Махал, Индия.

2. Эйфелева башня, Париж.

3. Статуя Свободы, Нью-Йорк.

4. Древний город Петра в Иордании.

5. Московский Кремль и Красная площадь.

6. Римский Колизей.

7. Великая Китайская стена.

Ученик 1 (сопровождает показом презентации). В число лучших памятников и сооружений человечества вошли также:

Акрополь, Афины;

Дворец Альгамбра, Испания;

Стоунхендж, Англия;

Храм Ангкор-Ват, Камбоджа;

Моаи - фигуры с острова Пасхи;

Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро;

Археологический комплекс города инков Мачу-Пикч, Перу;

Пирамида в Чичен-Ице, Мексика;

Храм Киомицу, Киото;

Замок Нойшванштайн, Германия;

Средневековый город Тимбукту, Мали;

Здание Оперы, Австралия, Сидней;

Храм Святой Софии Константинопольской Айя-София, Турция;

Пирамиды в Гизе.

Надо отметить, что в этот список вошли также полярные льды и Национальный морской парк северо-западных Гавайских островов.

Классный руководитель. Как хорошо, что в нашем календаре памятных дат есть праздники, которые напоминают о необходимости сохранить те достопримечательности, что принадлежат настоящему и будущему. Хочется верить, что они никогда не повторят судьбу храма Артемиды. Мы же, в свою очередь, станем хранителями и защитниками всего самого прекрасного, что есть в нашей стране.

II. Подведение итогов . Определение темы следующего информационного часа

Федорцова Наталья Ивановна,


Федорцова Наталья Ивановна,

учитель математики, МБОУ СОШ № 43


Сохрани историю – полезно!

И, причем, не только для тебя:

Это будет очень интересно

Всем, кто доживет через века.

Сохрани историю свою

Для потомков в качестве примера,

Как не нужно (или нужно) жить!

И тебя все вспомнят непременно,

И научатся места вокруг ценить!

Федорцова Наталья Ивановна,

учитель математики, МБОУ СОШ № 43


Девизом Международного дня памятников и исторических мест стали слова: Сохраним нашу историческую родину.

Этот День установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданной при ЮНЕСКО. Отмечается с 18 апреля 1984 года.

Идея установления праздника принадлежала ученым, архитекторам, реставраторам, работникам государственных органов охраны памятников истории и культуры.



Исторические места – это места, на территории которых происходили важные исторические события, либо где находились ранее или находятся древние постройки и сооружения.

В России до 18 века вообще не существовало такого понятия, как "памятник". Охранялись государством и почитались народом только религиозные святыни. К сожалению, значительная часть произведений древнерусского искусства была утрачена в результате многочисленных пожаров и войн. К уничтожению памятников истории приводили также резкие смены идеологического курса в стране.

В 1966 году было образовано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Данная общественная организация объединила в себе многочисленных любителей старины и истории. В 1976 году был принят закон, касавшийся вопросов охраны и использования исторических памятников «Об охране и использовании памятников истории и культуры»


Необычные памятники – это предмет гордости скульпторов, восторга горожан, объект охоты туристов. Памятники могут производить самое разное впечатление: удручающее, пугающее, вдохновляю-щее, удивляющее. В Международной день памятников и историчес-ких мест интересно найти самый забавный российский памятник.

Памятник коню в пальто

Известный анекдотический образ получился весьма жизнерадостным и забавным, хотя и сделан из куска черного металла и обыкновенной водопроводной трубы. Конь, сидя на лавочке в пальто и шляпе, элегантно держит копытом бокал с вином – за ваше здоровье! – и покуривает трубку.

Сочи.

Памятник коню в пальто


Один из самых известных российских памятников установлен в северной столице. Именно с открытия на Фонтанке в 1994-ом году этой скульптурной композиции в России началась мода на необычные памятники. С тех пор о небольшой бронзовой птичке появилось немало поверий. Говорят, чтобы исполнилось загаданное желание, нужно попасть в постамент, на котором стоит Чижик-Пыжик, монеткой, при этом она должна остаться на камне. Для молодожёнов существует другая примета: жених опускает к птичке привязанный на

верёвке наполненный бокал и

"чокается" с её клювом, не разбив

при этом бокал. Это принесёт

счастье молодой семье.

Памятник Чижику-Пыжику


Памятник кошельку.

Хотите богатства и финансового благополучия? Посидите на каменном кошельке. Жители города Краснодара и его гости полагают, что это помогает заручиться удачей в экономических делах. По крайней мере, об этом говорит успевшая сложиться забавная традиция. Только в прошлом году здесь был открыт необычный памятник – памятник кошельку. Его сделали из гранита и нержавеющей стали и установили в честь 215-летия города напротив делового центра. Такой вот своеобразный памятник богатству.


Памятник Счастью

Похожие памятники были установлены

в городе Ангарске в 2007 году и в Красноярске в 2008 году.


Красноярск прославился памятником «дяде Яше и его стажеру ». Скульптурная группа – это пожилой слесарь, выглядывающий из люка, и склонившийся над ним стажер. Памятник установлен у здания местного водоканала.

Новосибирск-

памятник первому светофору


Памятник Доценту

Памятник великому артисту Евгению Леонову в образе Доцента из фильма "Джентльмены удачи" находится в небольшом сквере на пересечении улиц Мосфильмовская и Пырьева, на аллее кинозвёзд напротив киностудии "Мосфильм".

В 2007 году открыт забавный памятник Человеку-невидимке в Пензе. Автор «композиции» Юрий Стома сделал только постамент и написал на нем «The invisible man».


Историю ты должен помнить

И относиться к ней с теплом,

Хотя она бывает тёмной,

Но это память о былом.

В каждой стране свои герои

И памятники ставят им,

Мест исторических есть море

И нужно всех их посетить.

Ведь, историческое место,

Имеет ауру свою,

Там находиться интересно

И представлять, что ты в бою.



Приморский край – уникальная территория с множеством культурных, исторических и археологических памятников разных эпох. Под охраной государства в Приморье находится почти две с половиной тысячи памятников, из них около 1400 – федерального значения. Это часть нашего культурного достояния, сберечь которое - долг всех приморцев.

В Приморском крае под охраной государства находится 2460 памятников, из них 719 памятников архитектуры и 1741 истории и культуры, в том числе 1391 памятник федерального значения. Кроме того, Владивосток и Уссурийск входят в число исторических городов России. В этих крупнейших городах Приморья сосредоточено уникальное архитектурное наследие. Это целые градостроительные комплексы и отдельные произведения известных в начале XX века архитекторов - Гвоздиовского, Юнгхенделя, Шебалина, Венсана, а также многочисленные ансамбли казарменных городков, памятники–монументы, и, безусловно, Владивостокская крепость – памятник соборному гению русских военных инженеров.



Стоят истории немые стражи,

И бронзовый на нас бросают взгляд.

Порой они такое нам расскажут,

Что невозможно двигаться назад!

Во Владивостоке на сегодняшний день около 700 памятников истории, культуры, архитектуры и археологии. Сама территория города уникальна и представляет собой ландшафтный памятник. Безусловно, жемчужиной архитектурного комплекса города является Владивостокская крепость. Это памятник федерального значения, который включает в себя сто три объекта.. Этот уникальный комплекс является аналогом укреплений Порт-Артура. Всего же во Владивостоке 13 памятников федерального значения. Безусловно, это памятники на площади Борцам за власть Советов, памятник адмиралу Г. И. Невельскому, который был воздвигнут в 1897 году, а также здание Железнодорожного вокзала – самое красивое из вокзалов Транссиба.


В России всего две больших морских крепости – это Владивосток и Кронштадт. Причем сухопутные сооружения есть только во Владивостоке.

Кронштадтская крепость

Кронштадт – город-крепость на острове Котлин в Финском заливе. Это форпост западной границы России.


Владивостокская крепость была построена в 1880-1882 годах и изначально представляла собой деревянные сооружения, оснащенные 9 и 11 дюймовыми орудиями. В 1897 году капитан Якубовский отдал приказ заменить дерево и уже в 1900 году батарею оснастили укреплениями из бетона. В годы русско-японской войны батарея была усилена еще больше, а после, в 1930-х годах ее разрушили и переделали в автомастерские. Намного позже, в 1989-1993 годах батарею реконструировали и создали здесь музей Владивостокской крепости


Памятный знак на месте высадки основателей поста Владивосток с корабля «Манджур»

Этот памятный знак на месте высадки основателей поста Владивосток расположен в самом центре города - на Корабельной набережной,

у причала № 33.

Памятник был торжественно открыт


Памятник исследователю Дальнего Востока Г. И. Невельскому. (Светланская ул, сквер имени Невельского)

Памятник Г. И. Невельскому

во Владивостоке был открыт

Выдающийся русский моряк-географ

Г. И. Невельской провёл масштабные исследования южного побережья Охотского моря, острова Сахалин, берегов Татарского пролива, низовий Амура. Он доказал существование пролива, отделяющего Сахалин от материка, доступность Амура для крупных морских судов,

возможность судоходства между Японским и

Охотским морями.

Бюст адмиралу Невельскому

Двуглавый орёл на вершине памятника




Мемориальная Гвардейская Краснознаменная Подводная лодка С-56

На воду «С-56» была спущена в декабре 1939 года, а зачислена в состав Тихоокеанского флота - 30 октября 1941 года.

5 октября 1942 года подводная лодка ВМФ СССР «С-56» отправилась в уникальный поход, который в итоге оказался кругосветным путешествием, растянувшимся на 12 лет.

Мемориал поставлен на пьедестал вечной славы 9 мая 1975 года в ознаменование 30-летия победы в Великой Отечественной войне за заслуги перед советской родиной решением военного совета Тихоокеанского флота.



Адмиральский сквер

Сквер расположился вблизи Адмиральской

пристани, между улицей Светланской и

Корабельной набережной.

  • Изначально Адмиральский сквер задумывался как место отдыха для малышей, взрослых, которое было "пропитано" сказками и рассказами о морских буднях, тесно связано с теми, кто отдал морю свою жизнь. Здесь располагалось множество фонтанов, тротуары и аллеи, выложенные тротуарной плиткой в форме морских обитателей, а огромный покоритель морей - Нептун - поражал своей роскошью, правдоподобием и величием.

Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия ) отмечается 18 апреля. Установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) созданной при ЮНЕСКО, с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Впервые, на межгосударственном уровне, день памятников и исторических мест отмечался 18 апреля 1984 года.

Девизом Международного дня памятников и исторических мест (International Day for Monuments and Sites) стали слова: «Сохраним нашу историческую родину».

Этот День установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданной при ЮНЕСКО. Праздник отмечается в мире с 18 апреля 1984 года с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия.

В СССР в 1924 году Инструкцией Наркомпроса был разработан Указ (на основании постановления Всероссийского ЦИК и Совнаркома от 7 июля 1924 года), по которому исполнительным комитетам вменялось в обязанность следить за тем, чтобы «городища, курганы, могильники и прочие места, представляющие историческую ценность, не распахивались, не раскапывались в каких-либо хозяйственных целях, а в окружности памятников оставалась бы неприкосновенной охранная полоса от одной сажени и более, в зависимости от размера и значения памятника».

В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. А базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

К сожалению, данный закон соблюдается не всегда. Памятники, исторические места и заповедные зоны нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания. По оценкам экспертов, ежегодно страна теряет до 200 памятников истории и культуры, и некоторые объекты культуры прошлого утеряны уже безвозвратно.

В Европе с историей обращаются гораздо бережнее, европейские страны сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи местности. Например, во Франции проводят восстановительные работы ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок. На севере Англии в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей империи и протянувшийся на 117 километров.

И сегодняшний праздник — повод еще раз привлечь внимание широкой общественности и представителей власти к вопросам защиты и сохранения различных местных памятников и исторических мест и объектов всемирного культурного наследия. Поэтому в этот день в рамках празднования проводятся различные конференции по вопросам сохранения и защиты культурного наследия, а также ряд других мероприятий. Так, например, в некоторые музеи и выставочные залы в этот день (также, как и в Международный день музеев) можно попасть бесплатно. А еще посетители могут побывать в архитектурных комплексах и исторических зданиях, которые в обычные дни закрыты для посещения.

Классный час в начальной школе на тему: "Необычные памятники мира"

Ступченко Ирина Николаевна, учитель первой категории, МБОУ СОШ №19, города Краснодара
Цель: виртуальное знакомство с необычными памятниками мира
Задачи: развивать интерес к многообразию мировой культуры;
прививать эстетический вкус;
воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.
Описание: данный классный час может быть использован учителями начальной и старшей школы, воспитателями и педагогами дополнительного образования
Форма: классный час
Оборудование: иллюстрации, слайды, презентация, ноутбук, справочные пособия, сборники детских стихотворений и загадок.
Ход классного часа
1. Вступительное слово
Учитель. Все любят путешествовать. Открывать и узнавать новые страны, города. В каждой стране, в каждом городе есть свои памятники, мемориалы, архитектурные сооружения, которые являются достопримечательностью, богатством и гордостью.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по миру. Это будет необычная экскурсия. Вы увидите и познакомитесь с самыми необычными памятниками мира.
2. Знакомство с памятниками.
Учитель. И начнём экскурсию с этого четверостишия
Городской он или сельский,
Очень важен полицейский.
Охраняет он закон,
Наш покой и крепкий сон.
Вы догадались, кому будет посвящён первый необычный памятник. Это "Памятник полицейскому" . И находится он в европейской стране Бельгии,в городе Брюсселе.
Учитель. Отгадайте загадку
Растут на грядке
Зелёные ребятки.
Удалые молодцы,
И зовут их…
(Огурцы)
Следующий памятник - "Памятник огурцу" , который находится в Московской области в городе Луховцы.


Учитель. Догадайтесь, о чём речь?
Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке
Это "Памятник женской туфельке" . Находится в городе Прага, в Чехии.


Учитель. Продолжим нашу экскурсию.
Посмотрите какой необычный памятник, а называется он "Памятник прищепке "


Такой памятник находится в США. А в Швейцарии есть "Памятник Вилке"


Учитель. Но это всё зарубежные необычные памятники, а ведь в нашей стране тоже их очень много.
Послушайте стихотворение и угадайте, кому будет памятник?
Что за маленькие злюки
Искусали наши руки,
Покусали наши лица,
Так, что нам теперь не спится?
И, жужжа, над нами вьются,
В наши руки не даются!
Злые, словно крокодилы,
Львы, гиены и мандрилы!
Летуны ночной поры,
А зовут их комары!
А вот и "Памятник комару" в российском городе Норильске


Учитель . А это чему памятник?
Побывали всем отрядом
Мы в музее шоколада.
Отчего же нам не рады?
Почему нас все бранят?
Мы ходили мирно в зале,
Ничего не разбивали.
Так, немного облизали
Там какой-то экспонат.
Конечно это памятник всеми любимому шоколаду. И находится этот памятник в городе Покров.


А есть и такие памятники:
"Памятник шпротам" в Калининградской области


В Москве есть "Памятник сырку "Дружба"


В городе Анапа с 2007 года есть "Памятник белой шляпе" , который является символом города


Все хотят быть счастливыми, значит отправляемся в город Томск к "Памятнику счастья" и потрём нос знакомому персонажу-волку


Вы наверно много раз слышали шутливое выражение "Кто?, кто?, конь в пальто..." Ну что ж, приглашаю познакомиться с этим "Конём в пальто" в Сочи


А ведь в нашем городе тоже есть очень необычный памятник


Да, это уже всем известный "Памятник кошельку" .
Учитель. Наверно, вы устали, тогда надо отдохнуть и присесть на стул в городе Одессе, на улице Дерибассовской, на один из 12 стульев


3. Итог классного часа. Рефлексия.
Учитель. Вот и подошла к концу наша экскурсия. Но прежде чем мы вернёмся, давайте подведём итог.
Что же необычного вы увидели? (ответы детей)
А почему памятники относятся к культурным местам и их нужно охранять? (ответы детей)
Для чего нужны памятники? (ответы детей)
Понравилась ли вам экскурсия. Что вы расскажете своим родителям?
Учитель. Вы всё ответили правильно. Благодарю за внимание!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!