Что входило в киевскую русь. Возникновение и развитие государства киевская русь. Период междоусобиц и распада Киевской Руси

Всё таки это весьма интересный момент в официальной истории чтоб продолжать его игнорировать. Интересен он тем, что содержит в себе до ужаса неприличную логическую дыру.

Якобы была жила Киевская Русь, а потом вдруг появилась Украина с украинцами.

Зная, что такого термина два-три века назад не существовало, тем не менее, оказалось сложно найти его первоисточник. Поэтому и решено докопаться до сути, по ходу собирая и разного рода размышления на этот счет.

Если мы обратимся к историческим источникам, то увидим, что никакого названия Киевская Русь в древние времена не существовало. Это государство называлось Русь или более пространно - Русская земля.

В свое время, когда Российская историческая наука делала периодизацию прошлого России, русский историк Сергей Соловьев (1820-1879) разделил прошлое Руси на несколько этапов. Делил он его, исходя из места пребывания столицы Государства. Русь Киевская, Русь Владимирская, Русь Московская, Россия Петербургская. Именно отсюда и пошло образование «Киевская Русь». Хотя подчеркнем, что это условное название, введенное историками, и ее никогда не существовало в нашей прошлой реальности. Вплоть до 19 века никакой разницы между украинцами и русскими не было, и они сами называли себя русскими».

Как же тогда образное выражение «Киевская Русь» стало ассоциироваться в головах советских людей с государством «Киевская Русь»?

Ответ — по указанию партии. В учебнике «Краткий курс истории СССР» 1937 года издания, на странице 13 сказано: «С начала Х века Киевское княжество славян называется Киевской Русью». С тех пор по указанию партии так и закрепилось в головах это ложное представление.

Киевская Русь - государство, сложившееся в IX-X вв. на Восточно-Европейской равнине и называвшееся в то время Русью или Русской землей.

Киевская Русь в IX - начале XII вв.

В V-VIII вв. славянские племена, до этого обитавшие на территории примерно от Вислы до среднего течения Днепра, втянулись в общеевропейский процесс великого переселения народов. В ходе расселения они заняли обширные территории в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе и разделились на три ветви - западных, южных и восточных славян. Расселение ускорило разложение родоплеменного строя и после завершения передвижения у славян сформировались новые общества - племенные княжества, объединявшиеся в союзы. Эти образования были уже не племенными, а территориально-политическими, хотя еще и не являлись государствами.

В IX-X вв. территории славянских догосударственных общностей - древлян, северян, дреговичей, кривичей, радимичей, словен, волынян, хорватов, уличей, тиверцев, вятичей - были объединены под властью князей наиболее сильного восточнославянского политического образования, которое сложилось на основе общности полян и получило политико-географическое наименование Русь. Первоначальная территория Руси располагалась в среднем Поднепровье. Столицей ее стал Киев. В X в. в Киеве утвердилась княжеская династия, происходившая, по преданию, от выходца из Скандинавии Рюрика (см. Викинги).

Границы Киевской Руси сложились в основном к концу X в. и оставались стабильными в последующее время (см. карту). Они соответствовали территории расселения восточнославянского этноса, оформившегося к этому времени в так называемую древнерусскую народность - этническую общность, называвшуюся Русью. В состав государства Русь вошло и несколько неславянских (финноязычных) народов, обитавших в Волго-Окском междуречье и близ побережья Финского залива, они были постепенно ассимилированы. Кроме того, около 20 финно- и балтоязычных племен, не входя непосредственно в территорию Древнерусского государства, находились в зависимости от русских князей и были обязаны платить им дань.

Русь стала крупнейшей и сильнейшей державой в Восточной Европе. В IX в. наиболее опасным ее противником был Хазарский каганат - тюркское государство, занимавшее в VII в. междуречье Нижнего Дона и Волги. Некоторые восточнославянские общности находились одно время в зависимости от него. В 965 г. киевский князь Святослав (ок. 945-972) нанес решающий удар Хазарскому каганату и положил конец его существованию.

Важным направлением русской внешней политики стали отношения с Византией . Периоды мира, во время которых процветали торговые связи, сменялись военными конфликтами. Трижды - в 860, 907 и 941 гг. - русские войска подступали к столице Византии - Константинополю; ожесточенную войну вел с Византией на Балканах в 970-971 гг. князь Святослав. Результатом войн стали русско-византийские договоры 907, 911, 944 и 971 гг.; их тексты сохранились до наших дней.

Серьезную опасность для южных границ Руси представляли набеги тюркских кочевых племен, обитавших в степной зоне Северного Причерноморья, - печенегов (в X - первой половине XI в.) и сменивших их в середине XI в. половцев (кипчаков). Отношения и здесь не были однозначными - с половцами русские князья не только воевали, но и нередко вступали в политические союзы.

Обширные связи поддерживала Русь и со странами Центральной и Западной Европы. В частности, русские князья заключали династические браки с правителями Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Франции, Англии, Польши, Венгрии, Византии. Так, киевский князь Ярослав Мудрый (1019-1054) был женат на дочери шведского короля - Ингигерд, его дочери были замужем: Анастасия - за венгерским королем Андреем, Елизавета - за норвежским королем Харальдом, а после его смерти - за датским королем Свейном, Анна - за королем Франции Генрихом I. Сын Ярослава Мудрого - Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын Владимир - на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, погибшего в 1066 г. в битве при Гастингсе. Женой Мстислава Владимировича была дочь шведского короля Христина (см. Международные отношения).

Общественный строй в Киевской Руси, как и в других средневековых государствах Европы, формировался как феодальный, основанный на сочетании крупной земельной собственности с зависимым мелким крестьянским хозяйством (см. Феодализм). Первоначально на Руси преобладали государственные формы феодальных отношений. Господствующий класс был представлен военно-служилой знатью русских князей - дружиной . Дружина осуществляла сбор дани с земледельческого населения: полученный доход распределялся князем между дружинниками. Система сбора дани сложилась уже в IX в. В X в. появляется индивидуальная форма феодальной земельной собственности - вотчина. Первыми вотчинниками стали князья; в XI в. развивается землевладение дружинников (в первую очередь верхушки дружины - бояр) и церкви. Часть крестьян переходила из разряда государственных данников в зависимость от частных землевладельцев. Вотчинники использовали в своих хозяйствах также труд рабов - холопов. Но ведущую роль продолжали играть государственно-даннические формы феодальных отношений. В этом заключалась особенность Руси в сравнении с Западной Европой, где вотчинное (сеньориальное) землевладение быстро заняло преобладающие позиции.

В социальной структуре древнерусского общества верхнюю ступеньку занимали князья Рюриковичи. Следом стояла «старейшая дружина» - бояре , затем шла «молодшая дружина» - детские и отроки. Основная масса сельского и городского населения, не принадлежавшего к господствующему классу и несшего повинности в пользу государства или частных землевладельцев, носила название «люди». Существовала особая категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя, - смерды. Во 2-й половине XI в. появились «закупы» - так называли тех, кто попал за долги. Низшую ступеньку социальной иерархии занимали рабы - «холопы», «челядь».

С конца X в. (времени окончательного формирования территории Древнерусского государства) и до середины XII в. Русь представляла собой относительно единое государство. Его составными частями были волости - территории, в которых княжили родственники киевского князя - верховного правителя Руси. Постепенно самостоятельность волостей усиливалась. Они закреплялись за определенными ветвями разросшегося княжеского рода Рюриковичей. В каждой волости формировалось вотчинное землевладение той или иной княжеской ветви. Этот процесс наметился уже во второй половине XI в. В первой трети XII в. князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1113-1125) и его сыну Мстиславу (1125-1132) удавалось еще сохранять государственное единство Руси. Но после смерти Мстислава Владимировича процесс дробления приобрел необратимый характер. В результате к середине XII в. окончательно сформировался ряд фактически самостоятельных княжеств. Это княжества Киевское (номинально киевский князь продолжал считаться «старейшим» на Руси), Черниговское, Смоленское, Волынское, Галицкое, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Переяславское, Муромское, Рязанское, Турово-Пинское, а также Новгородская земля, где существовала особая форма правления, при которой князья приглашались по воле местного боярства. Самостоятельные княжества стали называться землями. Наступил период феодальной раздробленности. Земли, каждая из которых была крупнее европейского государства, стали вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными государствами и между собой. По мере обособления княжеств междоусобная борьба, до этого периодически вспыхивавшая и в рамках единого государства, превратилась в почти непрерывную войну. Князья вели ожесточенную борьбу за расширение подвластных им территорий. Больше всего их привлекало киевское княжение. Киевский князь номинально продолжал считаться «старейшим» на Руси, и при этом киевское княжество не стало «отчиной» (наследственным владением) какой-нибудь княжеской ветви: на него сохраняли право претендовать большинство русских князей. Привлекали князей также в их борьбе новгородское, а с начала XIII в. - галицкое княжение.

Становление феодальных отношений и феодального государства сопровождалось формированием правовой системы. Кодекс законов Древней Руси, называвшийся «Правда Русская», первоначально бытовал в устной форме. В X в. некоторые его нормы были включены в договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. В первой половине XI в., в княжение Ярослава Мудрого, утверждаются два законодательных кодекса - «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей», в совокупности составившие так называемую Краткую редакцию «Русской Правды». В начале XII в. по инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской Правды», в которую помимо норм, восходящих к эпохе Ярослава Мудрого, вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений (возникновение боярского землевладения, категорий лично зависимого от феодалов населения и др.).

В конце X в., при князе Владимире Святославиче (ок. 980-1015), на Руси было введено христианство в его православном (византийском) варианте (отдельные представители русской знати принимали крещение начиная со второй половины IX в., христианкой была бабка Владимира княгиня Ольга). Акт государственного принятия христианства состоялся в конце 80-х гг. X в. Фактически же распространение и утверждение новой религии в народе растянулось на многие десятилетия и даже столетия. Принятие христианства знаменовало собой определенный рубеж. К этому времени окончательно сформировалась территория Киевской Руси, были ликвидированы местные княжения в восточнославянских догосударственных общностях: все их земли перешли под власть князей из рода Рюриковичей.

Ко времени принятия христианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международный авторитет, сложилась самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства; складывался эпос; его сюжеты сохранились в записанных много веков спустя былинах. Не позднее конца IX - начала X в. на Руси появились славянские азбуки - кириллица и глаголица (см. Письменность).

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течение столетия к этому времени являвшейся христианским государством), приобщил страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Ее оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного - славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык, незнакомый большинству населения, и вследствие этого раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной).

Уже в XI в. появляется оригинальная древнерусская литература. Она стала самой значительной по своим достижениям в русской средневековой культуре. К выдающимся литературным памятникам мирового средневековья относятся такие произведения, как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.), «Поучение» Владимира Мономаха (начало XII в.), «Повесть временных лет» (начало XII в.), «Слово о полку Игореве» (конец XII в.), «Слово Даниила Заточника» (конец XII в.), «Слово о погибели Русской Земли» (середина XIII в.).

Высокого уровня достигла древнерусская архитектура. Среди ее наиболее выдающихся памятников, сохранившихся до наших дней, - соборы святой Софии в Киеве и Новгороде (середина XI в.), Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире (вторая половина XII в.), церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (первая половина XIII в.).

В середине XIII в. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи - центральноазиатского государства, распространившего свои завоевания на территории от Тихого океана до Центральной Европы (см. Империя Чингисхана). Усиление обособления русских княжеств, междоусобные войны, обострившиеся в 30-е гг. XIII в., не позволили организовать серьезного отпора, князья были разбиты поодиночке. На долгих 240 лет на Руси установилось золотоордынское иго. Одним из политических последствий этих событий стало расхождение путей развития русских земель. На территориях Северо-Восточной Руси (бывшее Владимиро-Суздальское княжество) и Новгородской земли в XIV-XV вв. формируется Российское государство со столицей в Москве, складывается русская (великорусская) народность. Западные и южные русские земли в конце XIII - начале XV в. включаются в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. На их территориях начинают формироваться украинская и белорусская народности.

Восточнославянская средневековая цивилизация, сложившаяся в Киевской Руси, оставила яркий след в истории. Она сформировалась в регионе, где переплетались взаимные влияния - византийское, западноевропейское, восточное, скандинавское. Восприятие и переработка этих разнообразных социальных, политических и культурных элементов во многом определили самобытность древнерусской цивилизации.

Несмотря на тяжелые последствия иноземного нашествия XIII в., наследие Киевской Руси сыграло основополагающую роль в становлении ныне существующих восточнославянских народов.

Киевская Русь - древнерусское государство на западе, юго-западе, частично на юге Восточно-Европейской равнины. Существовало с девятого до начала двенадцатого веков нашей эры. Столицей был Киев. Возникло объединением славянских племен: ильменских словен, кривичей, полян, древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Принципиальным в истории Киевской Руси считается год 862-й, когда, как указывает древний письменный источник «Повесть Временных лет», славянские племена призвали на княжение варягов. Первым начальником Киевской Руси стал Рюрик, который занял престол в Новгороде.

Князья Киевской Руси

  • 864 - Варяги Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве
  • 882 - Варяг Олег , княживший в Новгороде, убил Аскольда и Дира, сел княжить в Киеве, объединил северные и южные славянские земли и принял титул великого князя
  • 912 - Смерть Олега. Возвышение Игоря , сына Рюрика
  • 945 - Смерть Игоря. На престоле его жена Ольга
  • 957 - Ольга передала власть сыну Святославу
  • 972 - Гибель Святослава от рук печенегов. Киевский престол занял Ярополк
  • 980 - Гибель Ярополка в междуусобице с братом Владимиром. Владимир - киевский князь
  • 1015 - Смерть Владимира. Власть в Киеве захватил его сын Святополк
  • 1016 - Трехлетняя борьба за верховенство на Руси между святополком и новгородским князем Ярославом
  • 1019 - Гибель Святополка. Ярослав , прозванный мудрым - князь в Киеве
  • 1054 - После смерти Ярослава великокняжеский стол занял его сын Изяслав
  • 1068 - Восстание киевского народа, провозглашение им полоцкого князя Всеслава великим князем, Возвращение Изяслава .
  • 1073 - Изгнание Изяслава его братьями Святославом и Всеволодом. Князь - Святослав Ярославич
  • 1076 - Смерть Святослава. Возвращение Изяслава .
  • 1078 - Гибель Изяслава от рук племянника Олега Святославича, князя черниговского. Киевский престол занял Всеволод Ярославич
  • 1099 - Князь Святополк , сын Изяслава
  • 1113 - Князь Владимир Мономах
  • 1125 - Смерть Владимира Мономаха. На престол взошел его сын Мстислав
  • 1132 - Смерть Мстислава. Распадение Новгородско-Киевской Руси.

Краткая история Киевской Руси

    - Князь Олег, прозванный вещим, объединил два главных центра пути «Из варяг в греки» Киев и Новгород
    - 911 год - Выгодный торговый договор Киевской Руси и Византии
    - 944-945 - Поход русов на Каспий
    - 957 - Княгиня Ольга первый из русских князей приняла православие
    - 988 - Сестра византийского императора Василия II стала женой киевского князя Владимира
    - 988 - Крещение Владимира в Херсонесе
    - 989 - Присоединение к Руси Херсонеса
    - 1036 - После разгрома печенегов 25 лет мира на Руси, породнение Ярослава мудрого с королями Швеции, Франции, Польши.
    - 1037 - Закладка Собора Св. Софии в Киеве
    - 1051 - Основание Киевско-Печерского монастыря. Илларион - первый русский митрополит
    - 1057 - Создание дьяком Григорием «Остромирова евангелия»
    - 1072 - «Русская правда» - первый русский свод законов (судебник)
    - 1112 - Составление «Повести временных лет»
    - 1125 - «Поучение» Владимира Мономаха - наставления сыновьям. Памятник древнерусской литературы
    - 1147 Первое упоминание о Москве (в Ипатьевсеок летописи)
    - 1154 — Князь московский Юрий Долгорукий становится великим князем Киевским

Центром Киевской Руси Киев пребывал до 1169 года, когда был захвачен и разграблен отрядами князя Ростово-Суздальского Андрея Боголюбского

Города Киевской Руси

  • Новгород (до 1136 года)
  • Псков
  • Чернигов
  • Полоцк
  • Смоленск
  • Любеч
  • Житомир
  • Искоростень
  • Вышгород
  • Пересечен
  • Переяславль
  • Тьмутаракань

До монголо-татарского нашествия середины ХIII Киев продолжал формально считаться центром Руси, но фактически утратил свое значение. На Руси наступила пора феодальной раздробленности. Киевская Русь распалась на 14 княжеств, управлявшимися потомками разных ветвей древа Рюрика, и вольный город Новгород

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

Предками украинцев являются славяне. Откуда же пошли славяне и как они появились в украинских землях?

Славяне являются автохтонным (коренным) населением Европы индоевропейского происхождения. Индоевропейцы, широко расселившись по Европе и Азии, дали начало многим народам, в том числе и славянам.

Как отдельная этническая общность, славяне сформировались в начале нашей эры. Ряд историков отождествляет славян с венедами. Первые письменные упоминания о славянах (венедах) встречаются у римских авторов 1-11 ст. н.э. - Плиния, Тацита, Птолемея. По мнению большинства ученых, родина славян охватывала территорию от среднего течения Днепра до Вислы.

Отсюда, в II-VII ст. н.э. - в период Великого переселения народов - славяне широко расселились во всех направлениях. В результате славянский этнос распался на три ветви: западных славян, южных и восточных славян. Восточные славяне расселились на территории современной Украины, Беларуси, частично России (Ока, верхнее течение Волги).

Западные славяне дали начало полякам, чехам, словакам, лужицким сербам.

Южные славяне - болгарам, сербам, хорватам, словенцам, боснийцам, македонцам, черногорцам.

Восточные славяне - украинцам, русским, белорусам.

С IV ст. н.э. на территории Украины между Днестром и Северским Донцем расселились племена антов, которые создали государственное объединение (Союз антов) с наследственным вождем, организованным войском и участием населения в политической жизни (вече). Аптский союз имел характер военной демократии. Просуществовал до VII в. н.э. и распался под ударами аваров.

После его распада на территории Украины, где расселились восточные славяне, образовались отдельные племенные объединения, расселение и названия которых известны из летописи «Повесть прошлых лет»: поляне жили около Киева, на Среднем Поднепровье их соседями были северяне ; в глухих лесах жили древляне ; между Припятью и Западной Двиной - дреговичи ; в Прикарпатье - белые хорваты ; вдоль реки Западный Буг были земли волынян и дулебов . В междуречье Днестра и Дуная и Западном Причерноморье жили тиверцы , их соседями были уличи . Северную группу славянских племен составили кривичи, половчане, словены (Верхнее Поволжье, побережье Западной Двины, бассейны озера Ильмень, Чудского озера).

Главным занятием славян было земледелие. Землю обрабатывали плугом с железным лемехом, но чаще деревянной сохой. Наряду с земледелием славяне занимались скотоводством, разводили лошадей, коров, свиней. Занимались сбором меда диких пчел - бортничеством, охотой, рыболовством. Высокого уровня достигли ремесла: кузнечное, ювелирное, обработка камня, ткачество, гончарство.

Важную роль в жизни славян играла торговля. Торговали славяне со своими соседями, с городами Северного Причерноморья (Керчь, Херсон), арабскими странами. Главной торговой артерией был так называемый «путь из варяг в греки», т. е. из Скандинавии до Днепра и по Днепру дальше на юг, через Черное море к Константинополю. Торговали славяне хлебом, скотом, мехами, медом, воском.

В VII-VIII вв. у славян происходит распад первобытнообщинных отношений. Появляется соседская община. Хотя землей владели сообща всем племенем, возникает частная собственность, что привело к возникновению неравенства. Выделяется знать (старейшины родов, вожди с дружинами). Во главе племени стоял князь. У славян были рабы, но рабство было домашнее, патриархальное, так как сфера применения рабского труда была ограниченной. Восточные славяне вели тяжелую, долгую борьбу с кочевыми племенами аваров, печенегов, совершавшими набеги на их земли. Воевали также с хазарами, облагавшими данью покоренные племена славян.

Славяне были язычниками, т. е. обожествляли силы природы. Главными богами были Перун - бог грома - покровитель воинов, Ярило - бог солнца, Велес - бог скота, Моко ш а - богиня плодородия.

Самый древний город восточных славян - Киев - был основан в V в. Вокруг него сформировался самый крупный племенной союз - Полянский. Из древних источников известно о трех государственных группах восточных славян: Куявия_ (Киевская земля, «Куяба»), Славия (обычно здесь называют славянские земли вокруг Новгорода), Артания (возможно, территория северо-восточной Руси).

Восточные славяне стали крупным народообразованием. Они закрепились на определенной территории, достигли истоков государственности, имели свою политическую организацию, хозяйственную жизнь и культурно-бытовые традиции. На этой основе впоследствии формировалась единая древнерусская народность. Со временем занятые восточными славянами территории стали называть Русью, а их - русами. В начале VIII в. поляне и северяне попали в зависимость от Хазарского каганата. В середине IX в. на землях восточнославянских племен появились воинственные скандинавские племена (норманны варяги). Начался новый период истории восточных славян. Предстояла длительная борьба за становление, развитие и сохранение своей государственности.

Киевская Русь

В отечественной научной литературе политическая история Киевской Руси делится на три периода. Первый период - быстрое расширение земель и укрепление государственной деятельности оxватывает 90 лет – с 882 г., когда на престол в Киеве сел Олег, до смерти Святослава в 972 г. Второй период – расцвет Киевской Руси - годы, когда у власти находились Владимир Великий (980-1015) и Ярослав Мудрый (1019-1054). Третий период - раздробленность и гибель Киевской Руси в 1240г. в результате нашествия монголо-татар.

Возникновение Киевской Руси и ее первые шаги тесно связаны с деятельностью первого киевского князя Олега (882 – 912гг.). В 879 г. умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, которого отдал на воспитание своему родственнику Олегу. Последний, как старший в роду, получил всю власть Рюрика, собрал большую дружину и пошел походом из Новгорода в направлении Киева. Будучи талантливым и решительным человеком, Олег на всем пути своего следования подчинял и закреплял за собой территории, которые ранее не принадлежали Новгородскому княжеству. В 882г . он захватил Киев, сделав его своей столицей. В течение ряда лет после покорения Киева его властелин подчинил своему влиянию почти все восточные, северные и южные племена, посадил там своих наместников, закрепил за собой право ежегодных сборов (дани). Часть покоренных племен (северяне, радимичи) раньше платили дань хазарам, теперь они стали платить ее Олегу. Это втянуло его в войну с хазарами, которая закончилась тем, что Олег разрушил все хазарские порты на Каспии.

В 907 г ., находясь в зените славы и могущества, Олег во главе большого войска пошел пешим, конным строем и на 2000 кораблях (по 40 воинов на каждом корабле) походом на Византию и вскоре приступил к осаде Константинополя. Предложив мирное решение конфликта, греки согласились выплатить Киевской Руси большую контрибуцию и подписали с Олегом выгодный для него торговый договор. Договором были установлены беспошлинные торговые отношения Руси с Византией. Русские купцы, прибывая в Константинополь, имели право оставаться там в течение 6 месяцев, получать в это время и на обратный путь съестные припасы и необходимое снаряжение для кораблей. В нем указывалось даже на то, что русским купцам предоставлялось право «мыться в банях сколько хотят». После заключения договора князь Олег и его воины повесили свои боевые щиты на воротах Константинополя и вернулись в Киев с золотом, дорогими тканями, винами и многими другими трофеями. Народ настолько удивился такому успеху Олега, что прозвал его вещим, т.е. кудесником, волхвом.

Второй договор с Византией был заключен в 911 г . посланником Олега как продолжение первого. Этим договором определялись правовые нормы поведения русинов и греков в их взаимоотношениях. Во втором пункте договора, например, было записано, что «если русин убьет христианина, т.е. грека, или христианин - русина, то преступник пусть умрет на месте». Четвертый пункт договора определял меру наказания за воровство. Хозяину украденной вещи разрешалось в случае сопротивления вора «убить его безнаказанно и взять свое назад». Шестой статьей определялась линия поведения сторон в случае кораблекрушения русского или греческого корабля. Договором устанавливался порядок решения проблем, связанных с наследственностью умерших на византийской территории русских купцов, разрешалось русским людям служить в императорском войске. В восьмой статье так было и записано: «Те из русских, которые захотят служить императору греческому, вольны это сделать». Ряд статей касался отношения греческих властей к тем рабам, преступникам, которые бежали из Руси и проживали на греческой территории.

Как и в первом случае, византийский император одарил русских послов золотом, дорогими тканями, организовал для них экскурсии по константинопольским церквам, где им показывали различные богатства и украшения, мощи святых, проповедовали суть христианской веры, прокладывая тем самым ее путь в Киевскую Русь.

Действия князя Олега не были и не могли быть определяющими в исторических процессах того времени. Но как незаурядная личность князь внес существенный вклад в создание, становление и укрепление Киевской Руси. В многочисленных преданиях, дошедших до наших дней, Олег - храбрый воин, хитрый, мудрый государственный деятель. Он распределяет дани, строит города, собирает под одно знамя почти все племена по восточному днепровскому водному пути, впервые соединенными силами совершает дальние походы, не поддается на провокации и хитрости как внешних, так и внутренних своих врагов.

Преемник Олега князь Игорь , сын Рюрика, княжил, как и Олег, более 30 лет (912-945) , но его правление было не столь удачным, как у его предшественника. По традициям правителей Киева, с начала своей деятельности Игорь утверждал свою власть над подчиненными племенами. Первыми против него восстали древляне. Он с дружиной пошел на древлян, и наложил на них дань больше той, которую они платили раньше. Несколько лет ушло у Игоря на присоединение территорий уличей и тиверцев, которые простирались между Днестром и Дунаем. Вел войну с печенегами, защищая свои юго-восточные границы. И только после установления власти в своих землях Игорь смог приступить к широкомасштабным далеким походам, торговым или грабительским, по образцу тех, которые проводил князь Олег.

Когда в 941 г. прекратил действие мирный договор с Византией, Игорь начал морской поход на Константинополь. Для Игоря он закончился катастрофой. С помощью горючей смеси - «греческого огня» - византийцы сожгли русский флот, вынудив киевскую дружину к поспешному бегству. В результате во время переговоров с Византией в 944 г. послы Киева подписали с византийским императором невыгодный для Руси договор, который она должна была безукоризненно выполнять.

После неудачи с Византией князь Игорь попытал счастья на востоке, и здесь ему повезло больше. Многочисленное русское войско, спустившись по Волге вниз, ограбило богатые мусульманские города на Каспии и возвратилось в Киев не с пустыми руками.

Время пребывания князя Игоря у власти - это уже полная консолидация Киевского государства. Под его властью было около 20 «светлых князей русских», возможно, его наместников. Правление Игоря окончилось, как и начиналось, восстанием древлян. Обозленные частыми походами за данью, древляне устроили засаду, в которой и погиб князь со всей своей небольшой дружиной.

Внутренняя и внешняя политика Олега и Игоря способствовали укреплению Киевского государства. Наиболее характерными чертами такой политики стало присоединение новых земель, покорение других славянских племён, защита внешнеторговых интересов, военные походы против соседних государств.

Восстание древлян жестоко подавила вдова Игоря Ольга, которая в связи с несовершеннолетием их сына Святослава, фактически стала великой княгиней (945-964) . Для предупреждения новых народных выступлений, она была вынуждена усовершенствовать нормы феодальных повинностей и провела с этой целью некоторые реформы: определила размеры и время сбора налогов, закрепила за государственной казной исключительное право на владение богатым пушным зверем. Во всех отношениях Ольга предпочитала дипломатию войне. В 957 году она посетила Константинополь, приняла там обряд крещения, установила дипломатические отношения с Византией. Она установила связи с германским императором Оттоном Великим. В 961 г. от Оттона I прибыла миссия с целью приобщить Русь к римско-католическому миру, но успеха не имела. Русь находилась в сфере влияния православной Византии.

В 964 г. новым князем Руси стал Святослав (964-972 гг.). Святослав был больше воином, чем государственным деятелем и политиком. Он с блеском осуществлял тактические операции и разрабатывал продолжительные воен­ные кампании. Святослав присоединил союз племен вятичей, проживавших в междуречье Оки и Волги. Была проведенная реформа управления государством: в крупных городах Руси вместо племенных вождей были посажены для управления сыновья Святослава. Это должно было укрепить княжескую власть и предотвратить процесс обособления территорий бывших союзов племен.

Укрепление государства Святослав усматривал в активной внешней поли­тике. С 965 по 968 гг. князь осуществил успешные походы против Хазарско­го каганата, вследствие которых покорил волжских булгар, окончательно расправился с хазарами, завоевал черкесов на Северном Кавказе, укрепил господство на Таманском полуострове (Тмутаракань). Угроза с Востока и Юго-Востока была сня­та, а русские купцы могли свободно торговать на Дону и Волге.

В течение 968-971 гг. войска Святослава успешно воевали с Византийской импе­рией и присоединили к своему государству часть земель Придунавья. Однако византийская ар­мия выступила против Святослава и окружила русичей под Доростолом. В конце июля 971 г. они заключили мир

Активная политика Святослава на юге и востоке учитывала и борьбу с кочевы­ми ордами печенегов. Но в 968 г. печенеги внезапно напали на Киев. Поспешное возвращение князя позволило отогнать кочевников. Беспрерывно воюя, Свято­слав забросил государственные дела, что стало основанием для утверждений: «Ты, княже, ищешь чужую землю и о ней заботишься, а свою оставил на произвол».

Святослав погиб от рук печенегов, когда возвращался домой после битвы с визан­тийцами в Болгарии. Произошло это весной 972 г. возле днепровских порогов. Заслуги княгини Ольги в укреплении государства были оценены по достоинству. Ольга была в дальнейшем канонизирована православной цер­ковью как равноапостольная (равная по своим деяниям ученикам Иисуса Христа), причислена к лику святых. При Святославе укрепилось военное могущество Руси, вырос ее международный авторитет.

Наибольшего расцвета Киевская Русь достигла во времена правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого

Владимир Великий (980-1015) , сосредоточив в своих руках единоличную власть, начал новую эру в истории Киевской Руси. Он внедрил более конструктивную систему управления государством. В отличие от предшественников, в центр внимания он поставил не захват земель и сбор дани, а благополучие своих владений. В годы его правления Русь начала подниматься как целостное общество и государство. И в то же время, в начале правления Владимир, казалось, мало чем отличался от предшественников. Он одаривал и всячески поощрял свою многочисленную дружину, поддерживал традиционные языческие культы, ходил на непослушных вятичей и распространял свою власть на радимичей. Как и отец, Владимир назначил собственных сыновей наместниками больших городов и земель в своих владениях. То есть он устранил от власти местных князей и сосредоточил ее исключительно в руках своей династии. Владимиром была проведена военная реформа, в результате которой «племенные» военные формирования заменялись наёмными, которые набирались в южных, пограничных со степью районах.

Вместо далеких походов Владимир сосредоточился на защите собственных границ. Чтобы противостоять угрозе со стороны печенегов, он построил разветвленную сеть укреплений и ряд новых городов южнее Киева. Нарушая традицию предшественников, он обратил внимание на запад и присоединил к своим владениям земли современной Западной Украины, положив тем самым начало длительному соперничеству Руси с Польшей за этот регион. В целом Владимир установил дружественные отношения с поляками, венграми и чехами. В основе этой новой западной ориентации лежало его стремление подчинить себе основные торговые пути. В результате этих приобретений владения Владимира значительно расширились. Площадь государства достигала 800 тыс. кв. км.

Владимир был заметной политической фигурой и на международной арене. Его брак с сестрой византийского императора принцессой Анной, заключённый под давлением Владимира (военный поход на Корсунь), сделал его равным императору.

Однако самым большим достижением в деятельности Владимира Великого было принятие христианства в 988г . В «Повести временных лет» рассказывается, как посланники русичей, прибывшие из Константинополя, отбросили ислам за то, что он запрещал употребление алкогольных напитков и остановили свой выбор на христианстве из Византии, которое своими богатыми обрядами вызывало всеобщий восторг. У Владимира была альтернатива - христианство и ислам - две высокоразвитые на то время системы религий. Он выбирал и выбрал христианскую религию, которая по сравнению с исламом имела более утонченные способы выражения духовной, общественной и политической жизни славянского народа. С помощью христианской идеологии Владимир предполагал достичь новых, более значительных результатов в политическом и социально-экономическом развитии Киевской Руси. Поэтому он спешил с принятием христианства, о чем свидетельствует сам факт крещения. В 988 году, стремясь побыстрее окрестить свой народ, Владимир приказал загнать толпы киевлян в приток Днепра реку Почайну и там всех одновременно окрестить. Вопреки сопротивлению части людей старой веры, разрушались языческие идолы, быстро строились христианские церкви. Христианской церкви предоставлялись широкие привилегии, на ее потребности направлялась часть княжеской прибыли.

В результате значительно возрос престиж династии князя Владимира среди государств, исповедующих христианскую религию. В самом Киевском государстве нововведения оказывали огромное влияние на дальнейшее развитие культурной и экономической жизни страны. Христианство способствовало развитию образования, обогащению русской культуры лучшими достижениями христианского мира. Оно способствовало появлению новых обычаев и более гуманных моральных норм в отношениях между людьми, укреплению семейных ценностей. Трудно переоценить и то, что христианство пришло в Киев не из Рима, а из Византии. Со временем, когда произошел раскол между этими двумя центрами, Киев стал на сторону Константинополя, полностью отбросив католицизм.
После смерти князя Владимира между его сыновьями разгорелась борьба за великокняжеский престол. Длилась она почти 20 лет. Победителем в этой затянувшейся схватке оказался Ярослав Мудрый (1019-1054). Его правление в истории принято считать апогеем! могущества Киевской Руси. Он развил и усовершенствовал многое из того, что взял у своего отца. Как и Владимир, Ярослав продолжал расширять границы своего государства за счет западных и северных славянских, а частью и не славянских земель. Он разбил печенегов (1036г.) и совершил поход (правда, неудачный) на Византию. Границы Руси были расширены до предела.

Военные походы Ярослава Мудрого, внешнеполитическая деятельность привела к еще большему укреплению международного авторитета Киевской Руси. Этому способствовали также широкие брачные связи династии Ярослава с ведущими европейскими династиями. Жена самого Ярослава была шведской принцессой, на одной из его сестер женился польский король, на другой - византийский царевич, трое сыновей Ярослава связали свою судьбу с европейскими принцессам и три дочери вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей. Не удивительно, что историки часто называют Ярослава «тестем Европы».

Но громкая слава Ярослава Мудрого связана, прежде всего, с его внутриполитической деятельностью.

Во-первых, благодаря энергичной деятельности Ярослава повсеместно стала внедряться и расширяться христианская религия: строились и превращались в ячейки культуры монастыри, возводилось множество церквей. За время его правления Киев превратился в «златоверхий» город, построено было более 400 церквей. В 1051 году князем впервые в истории Руси был назначен «русин» Илларион митрополитом киевским.

Большое внимание уделялось развитию образования, науки и искусства. Центрами образования были церкви и монастыри. Так у Софии Киевской находилась библиотека Ярослава Мудрого, кстати, крупнейшая тогда в Европе, действовала школа для детей из знатных семей; тут же находились специальные помещения, где переводились сочинения с иностранных языков, создавались оригинальные произведения древнерусской литературы, велось летоисчисление.

Второе направление внутренней деятельности Ярослава связано с появлением «Русской Правды» - правового юридического кодекса всей Киевской Руси. «Правда» воедино соединила вес общепринятые в то время юридические законы. Внесено было много изменений и дополнений, большая часть которых свидетельствовала о заботе княжеской династии о ее подчиненных. Кровная месть, например, заменялась денежной компенсацией. Прежние «удары плетью» заменялись денежными штрафами. За составление «РусскойПравды» князя Ярослава стали называть Мудрым.

Следовательно, при Ярославе Мудром Киевская Русь достигла зенита своего расцвета и могущества. Она стала в один ряд с передовыми странами средневекового мира. Однако на склоне жизни своей Ярослав положил начало удельному строю, внедрив совместное управление государством всем княжеским родом. Это был неосторожный ход, который лишал власть великого князя экономической основы и усиливал его зависимость от уделов. Во второй половине XI ст. на Руси сформировался порядок престолонаследования по установленной очереди согласно иерархии уделов. Такая система привела к многочисленным конфликтам, решать которые приходилось с помощью оружия.

Характеризуя правление Владимира Мономаха (1113-1125) , следует отметить, что еще будучи князем в Переяславе, он постоянно делал походы против половцев. Исторические факты утверждают, что он 83 раза объединял силы других князей Руси в борьбе против врагов, уничтожив 200 половецких ханов. Утвердившись в Киеве, дополнил статьи "Русской правды", за которыми ограничивалось ростовщичество, несколько облегчалось положение крестьян. Мономах был чрезвычайно добросовестным и преданным долгу князем. Он возобновил единовластную монархию времен Ярослава Мудрого, был инициатором проведения Любецкого съезда (1097 г.). Главными постановлениями этого съезда были:

Каждый князь владеет своей "вотчиной" и обязуется не покушаться на владения другого;

Устанавливался союз князей для обороны от внешних врагов;

Запрещались частные отношения князей с половцами.

Однако постановления съезда носили декларативный характер и были быстро нарушены. Следовательно, Владимир Мономах сумел временно задержать процесс раздробления Киевского государства. Но последующее развитие феодальных отношений и усиление отдельных княжеств делали это раздробление неминуемым, что состоялось после смерти князя. Хоть он своей деятельностью берег единство государства, однако в конце своей жизни - так же, как и Ярослав Мудрый - согласился на ее разделение, чтобы успокоить амбиции князей. Во внешних отношениях он действовал дипломатическими путями, заключая династические браки. Владимир Мономах был величайшим писателем своего времени. Ему принадлежит высокохудожественное «Поучение детям», в котором он описывает эпизоды своей жизни, дает практические советы своим детям, как эффективно руководить княжеским двором и государством, успешно защищая ее от врага. В этом "завещании" князь выступает против злоупотребления властью, нанесения обиды сиротам и убогим.

Таким образом, с IX в. до середины XII в. Киевская Русь являлась крупным средневековым Европейским государством, сыгравшим большую роль как в истории нашего народа, так и в мировой истории. Образование единого централизованного государства ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян и предоставило им возможность отстоять свои земли от многочисленных внешних врагов: на востоке и юге - печенегов и половцев, на севере - норманнов, на западе - поляков и венгров. Период существования Древнерусского государства и древнерусской народности - это важнейший совместный период в развитии Украины, России и Белоруссии.

Киевская Русь или Древнерусское государство - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

К середине XII века вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Между княжествами сохранялись политические связи, Киев продолжал формально оставаться главным столом Руси, а Киевское княжество рассматривалось как коллективное владение всех Рюриковичей. Концом Киевской Руси считается Монгольское нашествие (1237-1240), после которого русские земли перестали составлять единое политическое целое, а Киев на долгое время пришёл в упадок и окончательно утратил свои номинальные столичные функции.

В летописных источниках государство называется «Русь» или «Русская земля», в византийских источниках - «Росия».

Термин

Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н. э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения т. н. «домонгольского» периода IX - середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Термин «Киевская Русь» возник в конце XVIII века. В современной историографии он используется как для обозначения единого государства, просуществовавшего до середины XII века, так и для более широкого периода середины XII - середины XIII веков, когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренитета».

Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина, придерживались идеи о переносе политического центра Руси в 1169 году из Киева во Владимир, восходящей к трудам московских книжников, или во Владимир и Галич. Однако, в современной историографии эти точки зрения популярностью не пользуются, так как не находят подтверждения в источниках.

Проблема возникновения государственности

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами - братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской академии наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер. Точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Николай Карамзин.

Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались всерьёз ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии - достаточно распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь , продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

История

Образование Киевской Руси

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живет в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

В 862 согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»

В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Княжение Олега Вещего

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

Игорь Рюрикович

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году, был совершен поход на Бердаа. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

Святослав Игоревич

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города Саркела построил крепость Белая Вежа. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

Характеристика государства в IX-X вв.

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках.

Глава государства носил титул великого князя, князя русского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, назначавшиеся князем. Бояре командовали особыми дружинами, территориальными гарнизонами (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд - при Ольге, Святославе и Ярополке, Добрыня - при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».

Дружина

Дружина в период IX-X вв. была наемной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племен. Размеры ежегодной оплаты наемника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8-9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому войну составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счет князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделяется его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.

Налоги (дань)

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Право

В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» - штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»).

Принцип наследования власти в IX-X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI-XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.

Денежная система

В X веке сложилась более-менее унифицированая денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были Гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение.

Тип государства

Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».

Крещение Руси и её расцвет

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименные соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании.

Правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам под Киевом и их набеги на Русь прекращаются.

Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв.

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть сыновей Владимира I и власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Теперь все князья, выступавшие вассалами киевского великого князя, были только из рода рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире, Ярославе Мудром и позднее при Владимире Мономахе. Попытки укрепить её, но менее успешно, предпринимал также Изяслав Ярославич. Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал раздавать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники получали сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину, которая по типу являлась феодальным ополчением. Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Для охраны южных границ проводилась политика переселения «лучших мужей» северных племен на юг, а также заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями и печенегами). От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.

После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди - к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел - город с землёй (волость). В 1097 году был закреплён принцип обязательного выделения удела князьям.

Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого константинопольским патриархом, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

В XI - начале XII века сформировался первый письменный свод законов - «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015-1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
С конца X века на Руси известно собственное монетное производство - серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

Распад

Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»). После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, набеги которых начались ещё в 1061 году (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях), хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Однако, это также открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена.

Во второй четверти XII века Киевская Русь фактически распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская».

В 1169 году внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, захватив Киев, впервые в практике междукняжеских усобиц не стал княжить в нём, а отдал его в удел. С этого момента Киев начал постепенно терять политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра. Политический центр при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо переместился во Владимир, князь которого также стал носить титул великого.

Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236-1239). В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Руси, и позднее его сын Александр Невский. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковных и литературных источниках, например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского. Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.

Характер государственности русских земель

В начале XIII века, накануне Монгольского нашествия на Руси было около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь делившихся на уделы), три из которых: Киевское, Новгородское и Галицкое были объектами общерусской борьбы, а остальные - управлялись собственными ветвями Рюриковичей. Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. После нашествия практически все русские земли вступили в новый виток раздробленности и в XIV веке количество великих и удельных княжеств достигало примерно 250.

Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII-XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа)..

В период раздробленности Киевской Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь - с отдельными семьями удельных князей.

В Киевском княжестве бояре для ослабления накала борьбы между княжескими династиями поддерживали в ряде случаев дуумвират (соправление) князей и даже прибегали к физическому устранению пришлых князей (Юрий Долгорукий был отравлен ядом). Киевское боярство симпатизировало власти старшей ветви потомков Мстислава Великого, но внешнее давление было слишком сильным, чтобы позиция местной знати стала определяющей в вопросе выбора князей. В Новгородской земле, которая, как и Киев, не стала вотчиной удельной княжеской ветви рода Рюриковичей, сохранив общерусское значение, и в ходе антикняжеского восстания был установлен республиканский строй - отныне князь приглашался и изгонялся вечем. Во Владимиро-Суздальской земле княжеская власть традиционно была сильной и иногда даже была склонна к деспотизму. Известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина физически устранили князя «самовластца» Андрея Боголюбского. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе, имелись веча и во Владимиро-Суздальской земле (упоминания о них встречаются вплоть до XIV века). В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства.

Основным типом войска стало феодальное ополчение, старшая дружина получала в личные наследуемые права земли. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Войско отдельного княжества не превышало размеров в 8000 человек. Общая численность дружин и городского ополчения к 1237 году по оценкам историков составляла около 100 тыс. человек.

В период раздробленности сложилось несколько денежных систем: различают новгородскую, киевскую и «черниговскую» гривны. Это были слитки серебра различного размера и веса. Северная (новгородская) гривна была ориентирована на северную марку, а южная - на византийскую литру. Куна имела серебряное и меховое выражение, первая относилась ко второй как одна к четырём. В качестве денежной единицы использовались и старые шкурки, скрепленные княжеской пломбой (так называемые «кожанные деньги»).

Название Русь сохранялось в этот период за землями в Среднем Поднепровье. Жители разных земель обычно называли себя по столичным городам удельных княжеств: новгородцы, суздальцы, куряне и т. д. Вплоть до XIII века, по данным археологии, сохраняются племенные различия в материальной культуре, также не был единым и разговорный древнерусский язык, сохраняя регионально-племенные диалекты.

Торговля

Важнейшими торговыми путями Древней Руси были:

  • путь «из варяг в греки», начинавшийся из Варяжского моря, по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путём, войдя из Чёрного моря в Дунай, можно было попасть в Великую Моравию);
  • Волжский торговый путь («путь из варяг в персы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье;
  • сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходивший на Волгу и далее в Азию.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!