Вифлеемская звезда когда появляется. На небосклоне появится вифлеемская звезда. Научное объяснение Вифлеемской звезды

Image caption По мнению ученых, Вифлеемской звездой могло быть редкое соединение планет

Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.

Могла ли звезда, побудившая трех "мудрецов с Востока" отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?

Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения - что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.

Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение "звезды волхвов", еще в 1970-е годы.

Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.

Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели.

"Три царя", пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как "волхвы" или маги - почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.

КТО ТАКИЕ "ВОЛХВЫ С ВОСТОКА"

  • Три мудреца, как полагают, были магами - персидскими мудрецами-звездочетами.
  • В западной традиции их еще называют царями и дают им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
  • Поклонившись младенцу Иисусу, они преподнесли дары: золото, ладан и смирну.
  • В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в Средневековье.
  • Православная церковь не считает волхвов царями, не приводит их число и не дает им имена.
  • Католическая церковь чтит память трех царей в праздник Богоявления - в память о явлении Христа язычникам, волхвам с Востока.

Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.

"Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], - говорит профессор Хьюз. - Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом".

Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.

Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет - когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.

"Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн", - объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких "парадов планет", произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.

Image caption Нередко кометы словно "зависают" или "останавливаются" над горизонтом

Тим О"Брайан, помощник директора обсерватории "Джодрелл Бэнк" в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. "Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе", - говорит он.

"После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы "обгонять" их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе", - объясняет О"Брайан.

По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.

Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб - то есть в одном из знаков Зодиака.

"Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, - подчеркивает О"Брайан. - Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному".

Хвостатая звезда

Вторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.

Несмотря на то что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они - "большие грязные комки снега", летящие через космическое пространство.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ:
Библейский рассказ

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. [...]

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, гл. 2

"Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять - солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает "хвост" из кометного материала", - рассказывает О"Брайан.

По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, - один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.

"Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы "останавливаются" над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела", - говорит Хьюз.

Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.

Менее вероятный, но более знаменитый кандидат - комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.

Те, кто склоняются в пользу версии "пятого года", указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

"Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках", - говорит Хьюз.

"Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, - рассуждает профессор астрономии. - Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием".

Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

"Хороший кандидат"

Image caption Ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звезда

Существуют записи - опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке - о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.

Хьюз говорит: "Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом".

LOS REYES MAGOS

  • В Испании и испаноговорящих странах почитание "Трех царей" является важной частью празднования Рождества Христова.
  • Считается, что это три мага-чародея (Los Reyes Magos), чья задача - приносить подарки всем детям в день Богоявления (6 января). По традиции, дети заранее отправляют волхвам свои заявки на подарки, которые они бы хотели получить.
  • Детям еще говорят, что те, кто не слушается, получает от волхвов лишь золу и угли. Съедобные сладкие "угли" повсюду продаются в магазинах.
  • На ночь перед дверью люди выставляют свою обувь, а утром находят под ней подарки. По традиции, нужно также оставить еду и питье для волхвов и их верблюдов.
  • Вечером 5 января во всех испанских городах проходят парады в честь трех волхвов. Те, как правило, восседают на верблюдах и во время процессии бросают сладости в толпу.

По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является "хорошим кандидатом" на звание Вифлеемской звезды.

"Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, - объясняет он. - Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире". По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

В то время как другие "знамения" нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, - говорит он, - прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.

"К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли "следовать" за этой звездой, направляясь в Вифлеем".

За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.

Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.

Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году.

"Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались "замять" свое открытие", - говорит Хьюз.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшних евангельских чтениях царских часов и Литургии мы слышали из уст разных евангелистов повествование о рождении Мессии.

В подтверждение тому, что всё происходившее две тысячи лет назад - правда, апостолы привлекают не только слова очевидцев, но и временны е, географические и даже астрономические свидетельства.

Евангелист Лука пишет, что непосредственно перед рождением Младенца Иосифу Обручнику и Марии пришлось отправиться из Назарета в Вифлеем из-за переписи населения. Перепись, проходившая по указу императора Августа, была первой в правление Квириния Сирией (см.: Лк. 2: 2). Римляне уважали племенные обычаи покоренных народов, и поэтому царь Ирод приспосабливал перепись к принятым в Иудее традициям. Именно на этот факт - на необходимость Иосифа прибыть во время переписи в дом праотца своего Давида - и указывает евангелист Лука (см.: Лк. 2: 4).

Нет ничего странного в том, что за рамками Евангелий мы почти ничего не знаем об этой первой переписи в Иудее. До нас ведь не дошли все рукописи древности. Кроме того, если верить Луке как историку, была и вторая перепись населения - после смерти Архелая, сына Ирода. Именно тогда мятежник Иуда Галилеянин увлек за собою довольно много народа (см.: Деян. 5: 37). О том, что в то время Сирией правил Квириний, засвидетельствовано в исторических хрониках .

Евангелист Матфей говорит о некоей звезде, которая привела волхвов с Востока. В богослужебных песнопениях Навечерия Рождества неизвестная страна на востоке ассоциируется с Персией, а волхвам усваивается профессия звездочетов.

Скорее всего, именно в Персии как преемнице великой Вавилонской империи сохранились предания иудейского пророка Даниила о необычайном Царе - Владыке мира. Даниил, начальник вавилонских мудрецов, через различные образы предсказал постепенную смену мировых империй: после золотого века Вавилона наступит век Мидян и медный период царствования Персов, а после - железные царства греко-римлян с глиняными ногами.

Персидские маги ко времени Рождества Христова могли убедиться в том, что пророчества Даниила сбывались. Миновала эра Вавилона, Мидян и Персов, среди греков и римлян были нестроения. И, следовательно, вот-вот должен был наступить век Нового Царя - Помазанника, Который, по обетованию, ожидался через «семьдесят седьмин» после указа Кира о восстановлении Иерусалима (см.: Дан. 9: 24).

Можно также предположить, что слова провидца Валаама: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24: 17) - положили начало верованию евреев и персов, что на пришествие Мессии укажет появление на небе необыкновенной звезды .

Увидев в небе необычную звезду, персидские астрологи поспешили в Иерусалим поклониться новому Царю из Иудеи. При этом, по Матфею, волхвы наблюдали «звезду» дважды. В первый раз они увидели ее «на востоке» (Мф. 2: 1-2) еще в Персии, что можно понимать как «на восходе» или «при восходе солнца». А во второй раз - по прибытию в Вифлеем. Звезда привела их прямо к дому и «остановилась» над местом, где находились Младенец и Мария (см.: Мф. 2: 9-11).

Какова была природа звезды - это загадка. Среди церковных исследователей древности и современности есть разные мнения о характере небесного светила. Ориген, а за ним и преподобный Иоанн Дамаскин допускали, что это могла быть комета . Образ кометы Галлея, в частности, запечатлен на фреске Джотто «Поклонение волхвов» в капелле Скровеньи (Италия). Церковный писатель Тертуллиан и император Мануил I Комнин предполагали, что это было соединение планет. По Иоганну Кеплеру, например, это могло быть соединение Юпитера и Сатурна с Марсом в 6 году до н.э. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский считали, что в образе звезды явилась некая ангельская сила .

Так или иначе, судя по Евангелию, звезда привела волхвов в Иерусалим, а затем на время скрылась. После того как первосвященники и книжники указали на Вифлеем как место рождения Вождя Израиля и волхвы покинули царя Ирода, звезда вновь появилась и точно указала персидским магам на дом Богомладенца и Марии.

В спорах материалистов о том, была ли на самом деле первая перепись при Квиринии и что собой представляла яркая звезда, можно потерять суть евангельской вести. Для верующего человека главное то, что с появлением Вифлеемской звезды благая весть о рождении Спасителя получила свое реальное бытие.

Ссылаясь на исторические факты своего времени, апостолы хотели подчеркнуть то, что Рождество Христово было не вымыслом, а фактом. Исполнились обетования пророков.

В земле Иудиной, в городе Давидовом, от Девы родился Спаситель-Эммануил, Который есть Христос Господь. Но Тот, Кто принял дары от персидских магов, Кто должен был пасти Израиль, родился не в палатах царских, а в простом хлеву. Ангел Господень указал на это как на особый знак: «радость, которая будет всем людям», будет найдена пастухами в яслях для скота (см.: Лк. 2: 12).

Христос умалил Себя, приняв образ раба (см.: Флп. 2: 7). По святителю Феофану, Господь пошел путем смирения, истощания. Сознавая Себя равным Богу, Он, «совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих… сокрыл славу Своего Божества». «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Умаление себя, смирение, отсечение своего эгоизма - это путь к небесной славе, который предложил Христос нам. Не в императорских покоях, не в пышности земной славы Он предложил нам великую надежду. Славу и богатство земных царей Он противопоставил небесной славе и сокровищу на небесах.

«Не принимаю славы от человеков», - говорил Господь о Себе. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» - говорил Он о нас (Ин. 5: 41, 44). Спаситель упрекал фарисеев не в том, что они соблюдают внешние правила благочестия, а в том, что они «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12: 43). Фарисеи все дела свои делали напоказ, они любили приветствия в народных собраниях и чтобы люди звали их: учитель! учитель! (см.: Мф. 23: 7). Земная слава их ослепила. Но среди вас, сказал Христос ученикам, «больший да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23: 11-12). Умаление себя, истощание, смирение - это путь преподобных отцев, которые умалили себя по образу Учителя-Христа.

Творящий небо и землю, устанавливающий законы Вселенной, держащий всё словом силы Своея (см.: Евр. 1: 3) положил Себя в ясли для скота, чтобы, став по всему как человек, показать нам путь Божественного смирения и спасти упавшего Адама.

Удивляясь сему, и мы за волхвами идем в Вифлеем со звездой, удивляемся чуду с пастухами и с ангелами поем: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! » (Лк. 2: 14).

См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18: 1.

Богослужебные песнопения называют Валаама «звездочетом», а волхвов - «учениками Валаама».

Ориген: Вифлеемская звезда «скорее всего, относится к той группе звезд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звездами, или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звезды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение Младенца, Который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они; особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».

В этой статье мы поговорим о том, что такое Вифлеемская звезда и как она выглядит. Это одно из многих явлений, которые христиане не подвергают сомнению, а ученые уже много лет не оставляют попыток доказать его или опровергнуть с научной точки зрения.

Что такое Вифлеемская звезда?

Начнем с истории. Согласно Евангелию от Матфея, трое волхвов, увидев на небе новую яркую звезду на востоке (или, если переводить точнее, на восходе), отправились по направлению к ней, чтобы поклониться Иисусу Христу. Из древних преданий они знали, что такая звезда приведет их к Царю Иудейскому. Волхвы пришли в Иерусалим, но не нашли там Спасителя и, по совету царя Ирода, отправились в Вифлеем, где звезда остановилась прямо над домом Святого Семейства. Поклонившись Иисусу и принеся ему дары - золото, ладан и смирну, они отправились в обратный путь к себе на родину, чтобы там проповедовать рождение Спасителя. До сих пор эти трое мудрецов почитаются как святые, а их мощи располагаются в Кельне.

Была ли звезда?

Критикуя Священное Писание, некоторые утверждали, что никакой звезды не было, и это всего лишь более поздняя вставка в первоначальный текст, призванная украсить его и сделать более торжественным.

Однако уже доказано, что события, изложенные в текстах евангелистами, практически не противоречат реальным историческим событиям. Поэтому можно предположить, что на самом деле в то время в небе действительно находилось некое космическое тело. К тому же стиль изложения свидетельствует, что авторы рассказывали о событиях именно так, как они происходили, не придумывая дополнительные элементы рассказа, в противном случае Евангелия выглядели бы по-другому с точки зрения последовательности. Для верующих людей ангел, ведущий волхвов, выглядел бы, пожалуй, более естественно и логично, чем какая-то звезда. Для чего же включать ее в текст, если на самом деле ее не было?

Парад планет

Одно из наиболее вероятных объяснений этому явлению дают астрономы - скорее всего, это был так называемый парад планет, когда Земля, Солнце, Юпитер и Сатурн выстроились в одну линию. Это должно было выглядеть потрясающе, и неудивительно, что такому явлению было приписано мистическое значение.

Стоит сказать, что трое волхвов, направляющихся к Спасителю, были учеными, математиками, астрономами своего времени, почитающимися в обществе. Поэтому изучать планеты и звезды было их профессией.

Яркая комета

Другая версия происхождения Вифлеемской звезды гласит, что это была комета. Судя по времени евангельских событий, это, вероятнее всего, была появившаяся в 5 веке до нашей эры комета из созвездия Козерога, подробно описанная астрономами из Китая. Однако в то время подобные космические тела считались в основном дурным предзнаменованием, поэтому совсем не факт, что появление той кометы могло быть трактовано как благословенный знак появления Спасителя.

Однако существует еще один вариант, предложенный современными астрономами. Именно это явление могли увидеть трое волхвов: яркая звезда появилась в 4 веке до нашей эры в и, кажется, располагалась как раз над Иерусалимом. Приведем фото Вифлеемской звезды.

Красная звезда

Стоит сказать, что сейчас под этим названием подразумевают и другие, не астрономические объекты. Например, существует цветок вифлеемская звезда - это всем известная пуансеттия, которую многие приобретают перед Рождеством (а иногда перед Новым годом). Цветет она не слишком красивыми мелкими желтыми цветами, но радует глаз листьями - красными, зелеными, белыми, резко контрастирующими между собой и создающими праздничное впечатление. Ее листья имеют восемь концов, и это дополнительная ассоциация со звездой. Пуансеттия - растение домашнее, красивое и неприхотливое, поэтому его достаточно часто можно встретить в европейских домах, в России оно не получило пока широкого распространения.

Изначально этот цветок почитали ацтеки. После появления его в Европе примерно в шестнадцатом веке возникла легенда, связанная с празднованием Рождества. Согласно ей, дети из бедных семей очень хотели украсить храм к празднику, но у них совсем не было денег на украшения. Поэтому они сломали несколько веток с кустов, росших вдоль дороги, и принесли в церковь, искренне веря, что даже таким подношением принесут Господу много радости. И, когда они внесли свои букеты в храм, те преобразились и покрылись красными и зелеными, похожими на звезды, листочками. Это и была пуансеттия.

Как выглядит звезда

Чаще всего Вифлеемскую звезду изображают восьмиконечной. В качестве нательного украшения, например кулона, ее стараются не носить, потому что это считается кощунственным. Однако изображения Вифлеемской звезды все равно существуют: так, звезда из серебра изображена на полу колодца в пещере, где, по одной из версий, родился Иисус Христос. Это место еще называют Священным Вертепом. Легенда гласит, что Вифлеемская звезда упала именно туда после того, как привела волхвов к Богомладенцу. Христиане нередко уверяют, что, если внимательно смотреть в глубь колодца, выложенного изнутри серебряными пластинками, то можно увидеть мерцание небесного тела, находящегося глубоко на дне. Над местом, где, согласно этому преданию, находится сейчас звезда, в восемнадцатом веке монахами ордена святого Франциска Ассизского была выстроена церковь.

Кстати, именно такая звезда, а не кресты, как сейчас, устанавливалась на вершине куполов самых первых православных храмов.

Часто используют в христианских праздниках, особенно широкое распространение получило подобное елочное украшение. В России традицию изменили, и звезда стала о пяти концах. Но после распада Советского Союза у нее снова появилось восемь концов, и сейчас наравне существуют обе традиции. Однако на главной елке России в Кремле находится именно аутентичная звезда.

Православные магазины иногда предлагают символ Вифлеемской звезды, чаще всего в виде золотого или серебряного кулона, стоимостью от трех-четырех тысяч рублей. Аналогичные вещицы сейчас можно найти и в эзотерических лавках - там предлагают разнообразные украшения из самых различных металлов, чаще всего недорогих. Конечно, это достаточно спорный вопрос, имеют ли люди право носить и изготавливать подобные украшения. Даже мнения священников на этот счет кардинально различаются: так, одни считают, что на самом деле Вифлеемская звезда была зажжена в свое время сатаной, чтобы привести царя Ирода к Богомладенцу. Поэтому и сам символ звезды они не одобряют. Некоторые православные священники считают восьмиконечную звезду знаком принадлежности к исламу. Более единодушны священники по отношению к пятиконечной звезде, пентаграмме, которая представителями церкви считается признаком причастности к поклонникам сатаны. Звезда Давида о шести концах - явный символ иудаизма, хотя последователи этой религии носят его на себе совсем нечасто.

Вифлеемскую звезду часто используют в качестве части других христианских символов - например, в центре крестов. Нередко в центр звезды помещают драгоценные или полудрагоценные камни.

Почти на всех иконах, посвященных Богородице, также можно найти знак звезды. Поскольку Матерь Божия считается святой покровительницей России, то и Вифлеемскую звезду иногда называют русской. Сам символ мог также обозначать Небесный Иерусалим, рай, стойкость в жизненных ситуациях или же нечто неземное, возвышенное. Звезду связывают и с так называемым Восьмым днем творения. Считается, что после грехопадения Седьмой день длится до сих пор, после него наступит Апокалипсис, а уже после Второго пришествия всех спасенных ожидает вечная жизнь, вечный Восьмой день. Таким образом, звезда имеет еще одно очень важное значение - она символизирует вечность.

Вифлеемская звезда своими руками

Многим детям нравится создавать игрушки на елку собственноручно, и среди прочих украшений можно сделать рождественскую звезду. Иногда ее подвешивают на окно или на самую вершину праздничного дерева. Как сделать Вифлеемскую звезду своими руками? Лучше всего - из блестящей бумаги, объемную в технике оригами или вырезать ее из серебристого изолона.

Российские награды

Орден Андрея Первозванного, который был самой высокой государственной наградой в дореволюционной России, в основе своей имел восьмиконечную звезду.

А в современной России учреждена премия «Вифлеемской звезды», на золотой медали которой отпечатан соответствующий символ, а иногда на ней изображен ангел. Это знак Академии словесности.

Другое значение

Безусловно, основная сфера бытования этого знака - христианство, однако столь популярная сегодня эзотерика также использует Вифлеемскую звезду.

Значение этого символа в магии - изображение закона кармы целого рода. Считается, что семь поколений, живших на Земле до рождения на ней конкретного человека, окажут свое влияние на него, а он, в свою очередь, повлияет на семь последующих поколений своими мыслями и поступками. Эта теория существует потому, что между Иисусом Христом и его предком, иудейским царем Давидом, родилось четырнадцать поколений. Многие кулоны в виде звезды созданы под влиянием именно этого эзотерического направления.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Евангелие от Матфея, 2:1-2)
Что же это была за звезда, возвестившая рождение Сына Божьего? По этому поводу много спорили и библеисты, и астрономы. Возможно, это была комета. Появление ярких комет всегда отмечалось в античных хрониках. А для рубежа тысячелетий таких свидетельств нет.
Возможно, это была вспышка сверхновой? Но такие космические события бывают крайне редко. В период рубежа тысячелетий известны только два таких явления - в 134 году до нашей эры и 185-м нашей эры.
Значит, Вифлеемская звезда - не комета и не вспышка сверхновой. Что же это было, если её видели на большом пространстве от Месопотамии до Палестины?

Сближение планет?

17 декабря 1603 года астроном и математик Иоганн Кеплер наблюдал в своей пражской обсерватории сближение (в астрономии говорят - соединение) двух планет, Юпитера и Сатурна, в знаке Рыб. Для наблюдателя с Земли две, а то и три планеты могут сойтись почти в одной точке, приобретая вид единого, более крупного и яркого светила.
Кеплер решил выяснить, не была ли упоминаемая в Евангелии Вифлеемская звезда, связанная с рождением Иисуса Христа, таким соединением планет. В результате сложных математических вычислений ему удалось установить, что в 7 году до нашей эры произошло подряд три таких соединения.
Данные Кеплера нашли неожиданное подтверждение. В 1923 году немецкий учёный П. Шнабель, расшифровывая архивы древней астрологической школы в Сиппаре (Вавилония), обнаружил на глиняных табличках запись, что Юпитер и Сатурн находились близко друг от друга в знаке Рыб на протяжении целых пяти месяцев. По современному календарю эти месяцы приходятся на 7 год до нашей эры.
Вычислительные возможности нынешней астрономии позволяют воссоздать более конкретную картину происшедшего. В том году сближение Юпитера и Сатурна началось в конце февраля. До середины апреля это соединение терялось в лучах Солнца, которое тоже находилось в знаке Рыб. 23 мая произошло первое полное сближение (соединение) этих двух планет. По долготе они полностью совпадали, по широте расходились только 0,98 градуса. На утреннем небе это соединение наблюдалось в течение двух часов.
Вероятно, именно это астрономическое явление было зафиксировано обсерваторией в Сиппаре. Какое толкование древние могли дать такому ясно видимому соединению планет? Юпитер всегда считался планетой царственной, счастливой. А Сатурн, согласно древнееврейской традиции, был защитником и покровителем Израиля. Вавилонские астрологи тоже полагали, что эта планета покровительствует народам Сирии и Палестины. Большая еврейская диаспора в Вавилонии истолковала, видимо, это соединение планет как знак появления нового иудейского царя, который будет добрым защитником своего народа. Царя же Ирода, ставленника Рима, ненавидели.
В 1909 году Марк Твен писал: «Я пришёл в этот мир с кометой и уйду тоже с ней, когда она прилетит в следующем году». Он родился в 1835-м и умер в 1910 году, как раз тоща, когда мимо Земли пролетала комета Галлея.
Волхвы идут на запад

Вавилонские звездочёты уже могли тогда рассчитать, что следующее соединение двух планет произойдёт 3 октября. Около этого времени, вероятно, волхвы (мудрецы) и отправились из Месопотамии на запад, в Палестину, узнать, кто же теперь царь в Иудее. В мае-июне они вряд ли решились бы на такое путешествие через пышущую жаром Аравийскую пустыню.
На дорогу в Иерусалим им требовалось никак не меньше шести недель, и это на самых быстрых верблюдах. Значит, в столицу Иудеи волхвы могли прибыть не раньше середины ноября. В Иерусалиме они стали расспрашивать всех о новом иудейском царе. Ирод сразу же забеспокоился и призвал волхвов к себе. Те ему объяснили, что Ирод - конечно, правитель, но звёзды им сказали, что уже родился новый царь Иудейский, и они идут вслед за звездой поклониться ему. Ирод попросил волхвов обязательно найти царственного младенца и сообщить ему. Якобы он сам хочет съездить туда, где тот окажется, и поклониться. Подлинные намерения Ирода были, конечно, совсем иными. Человек он был крайне жестокий. Сравнительно недавно Ирод казнил свою жену, её мать и троих своих сыновей, решив, что они угрожают его власти.
Тем временем наступило 4 декабря, когда произошло последнее в том году соединение Юпитера и Сатурна. Евангелист Матфей рассказывает, что «звезда» буквально вела волхвов из Иерусалима к тому месту, где находился Младенец. Волхвы прошли около десяти километров по дороге на Хеврон и в небольшом городке Вифлееме нашли Младенца, поклонились ему и принесли дары. А потом отправились на родину, не заходя больше в Иерусалим.
Ирод, впрочем, всё-таки узнал, что волхвы нашли Младенца где-то в Вифлееме, и приказал перебить всех младенцев мужского пола до двух лет как в самом городе, так и в окрестностях. Этот страшный приказ был выполнен, но Сын Божий был уже далеко. К Иосифу, мужу Марии, ещё раньше явился ангел Господень и велел немедленно всем семейством бежать в Египет.

Когда родился Христос?

Мы точно не знаем, когда и в каком месяце родился Иисус. Празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено только в 354 году. Связано это было с тем, что в тот день сразу после зимнего солнцестояния отмечался римский праздник - День Непобедимого Солнца. И христиане, отмечая свой праздник Рождества, могли не опасаться преследований.
Однако, судя по всему, Христос родился не в декабре, а раньше. Евангелист Лука сообщает, что вифлеемским пастухам, которые ночью стерегли скот в поле неподалёку, явился ангел Господень и объявил, что только что родился Спаситель мира. Эти пастухи и были первыми, кто пришёл и поклонился новорождённому. В тех местах как тогда, так и теперь скот перестают пасти и содержат в хлевах уже в начале ноября, поскольку позднее нередки заморозки.
Таким образом, если Вифлеемская звезда действительно была соединением двух планет, Иисус Христос родился в 7 году до нашей эры, вероятнее всего, в сентябре или октябре. И последнее. Царь Ирод умер в 4 году до нашей эры. Это установленный факт. А в 7 году до нашей эры он был ещё жив и мог совершать свои злодейства.

Земля Израиля исполнена и пропитана религиозностью и верой (принимая, как аксиому, что Бог един, и лишь люди называют Его разными Именами), ведь именно здесь берут истоки три мировые религии, что бы наполнять души людские надеждой гармонией и светом. Именно здесь, в 8 километрах к югу от Иерусалима, более 2000 лет назад, над Вифлеемом, появилось в небе загадочное явление, которое после (и по сей день) назовут Вифлеемской Звездой.

Вифлеем – он же Бейт Лехем (в переводе с иврита «Дом Хлеба») или же Бет Лахм (в переводе с арабского «Дом Мяса») – не большой городок, даже по израильским меркам. В настоящее время это скорее пригород Иерусалима, чем самостоятельный город. Священное Писание упоминает Вифлеем как «дом Давида» – место избрания его и помазания на царствование. Действие Книги Руфь, так же происходит в Вифлееме и его окрестностях.

Через тысячу лет, после царствования Давида, над пастбищем и возвестила своим появлением Рождение Иисуса, Вифлеемская Звезда. В соответствии с Христианской религией, волхвы, увидев звезду на востоке (в более точном переводе «на восходе») узнали, что родился Младенец, которому предначертано стать Царем Иудейским.

О приходе Царя и Спасителя, имеются пророчества практически во всех книгах Ветхого Завета, пересекаясь с Иудейской Тора (Собственно вся существенная разница между этими двумя религиями и заключается в том что, христиане принимают Иисуса, как Спасителя, а Иудеи продолжают Спасителя ждать) и, увидев знамение о рождении Младенца, волхвы, умеющие читать знаки, пошли Ему поклониться. Принесенные Младенцу дары, были призваны проверить, кем Он родился. Если бы родившийся Иисус взял смирну – он был бы признан врачевателем, ладан – Бог, золото – Царь. Но Иисус принял все дары, поскольку был Богом, Царем и исцелял болеющих как душей, так и телом.

В Пещере Рождества Христова, есть отверстие колодца, куда упала Звезда, ведущая волхвов. Считается, что если очень долго глядеть в глубину колодца, можно увидеть мерцание Вифлеемской Звезды. В четвертом веке нашей эры, над Пещерой был построен Храм Рождества Христова – один из наиболее древних Храмов в Израиле. В 1717 году монахами-францисканцами католического ордена в Пещере Рождества была установлена серебряная Звезда Вифлеема.

Вифлеемская серебряная Звезда, установленная в Пещере имеет 14 лучей, символизирующих 14 остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме – Виа Долорос. Надпись на латыни «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est - 1717» переводиться как: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» и указывает на год установки серебряной звезды францисканцами. В 1847 году турки похитили серебряную Звезду Вифлеема.

Позже турецким султаном была подарена монахам Звезда изготовленная заново. Вокруг Вифлеемской Звезды висят иконы и горят лампады: 5 от армянских, 4 от католических и 6 от греческих христианских церквей, всего 15 штук.

И пусть ныне некоторые спорят о самом факте существовании Вифлеемской Звезды, о ее значении, пытаются объяснить это явление с точки зрения физики, астрономии и астрологии, для колоссального количества людей на Земле, Вифлеемская Звезда – символ надежды на спасение, веры в Божью Любовь и лучшую жизнь. И тянуться нескончаемым потоком в маленький городок туристы и паломники со всех сторон света и концов страны. От юга до севера, остановившиеся в Нетании и проводящие время в Эйлата, приезжающие на с Телль Авива и проделывающие длинный путь на автобусе, оставив веселые , с самого юга страны.

Приезжают в маленький город с огромным значением, город , стараясь не вникать в сегодняшние неурядицы горожан, для которых каждодневная жизнь в Вифлееме – это жизнь на «острове» Палестинского архипелага, одном из многих островков, на которые разбиты палестинские территории Израиля.

Жители города – мусульмане и христиане (в основном арабского происхождения) выходят из города и возвращаются обратно по пропускам.

Приезжают зайти в Храм Рождества Христова, поклониться Яслям в Пещере, где родился Сын Божий, прикоснуться к святыне душей и рукой. Ощутить абсолютно иную атмосферу (93% посещающих Храм Рождества Христова, отмечают особенные ощущения от нахождения внутри) святости, тепла и света. Приезжают, стараясь забрать с собой частичку святости Вифлиемской Звезды на фото, снимая Вифлиемскую Звезду на видео.

Для большинства, эта поездка не станет обычной экскурсией, после которой идут в кафе или , что бы поесть, отдохнуть и приятно провести время. После посещения Вифлеема, вполне вероятно, захочется тишины и покоя, времени и возможности побыть наедине с самим собой, своей душой, услышать и почувствовать то, что так старательно заглушает обыденная жизнь и суета. В этой просыпающейся жажде тишины и осознаний кроется особое, тонкое стремление души, внутренней сути, к гармонии с Богом, и Миром. Эти возможные душевные устремления стоит учесть, и не планировать на вечер, после поездки в Вифлеем, каких либо увеселительных мероприятий.

Время, посвященное Вифлеемской Звезде, пусть до конца будет посвящено Ей, и свет Ее, мерцающий на дне колодца, засияет и осветит душу человеческую и жизнь.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!