Сергей шиловский сын булгаковой. Увидит ли путин маргариту. С пиратством приходится сталкиваться

Шиловский Евгений Александрович (1889-1952), второй муж Е.С.Нюренберг (Нееловой, Шиловской, Булгаковой), третьей жены (и вдовы) М.А.Булгакова. Семья Шиловских.

Происходивший из старинного дворянского рода Е.А.Шиловский родился 21 ноября (3 декабря) 1889 г. в родительской усадьбе вблизи дер. Савинки Лебедянского уезда Тамбовской губернии (в связи с этим позднее его жена Елена Сергеевна ездила отдыхать на Дон именно в Лебедянь). В семье Шиловских до сих пор бытует легенда, что в их роду были лица и княжеского титула. А усадьба дворян Шиловских в Рязанской губернии (теперь области) дала название современному Шиловскому району с райцентром Шилово.
После окончания Второго Московского кадетского корпуса (в 1907 г.) он поступил на военную службу; в 1910 г. окончил Константиновское Военно-артиллерийское училище, в 1912-1914 гг. учился в Академии Генерального штаба, был в действующей армии на командно-штабных должностях. Летом 1917 г. в звании капитана получил диплом Академии, а в феврале 1918 г. капитан Генштаба Шиловский был демобилизован и зачислен на штатскую должность в Лебедянский уездный военный комиссариат. По декрету Совнаркома от 1 октября 1918 г. он был призван – как специалист Генштаба – на военную службу. Однако через неделю после опубликования декрета в комиссариат пришла телеграмма об откомандировании военспеца Шиловского в Москву, подписанная управляющим делами Высшей Военной инспекции Ягодой. Рекомендовал его командарм РККА Н.В.Сологуб.
В июне-июле 1919 г. 16-я армия (действующая в составе Западного фронта РККА) пополнилась двумя офицерами: Юрием (Георгием) Нееловым и Евгением Шиловским. Неелов был секретарем (адъютантом) и порученцем командарма Н.В.Сологуба, Шиловский служил в штабе этой армии. 10 октября Е.Шиловский стал членом Реввоенсовета и исполняющим обязанности начальника штаба этой же 16-й армии. Штаб находился в Москве, и к этому времени, видимо, и относится знакомство уже женатого на Е.С.Нюренберг (см.) адъютанта командарма Неелова с Шиловским. Результатом такого «семейного знакомства» было то, что почти через год приказом по штабу (!) 16-й армии от 27 сентября 1920 г. Неелов был откомандирован в распоряжение начальника штаба Западного фронта, и в декабре того же года он переводится на Южный фронт. Его брак с Еленой Сергеевной был расторгнут, а осенью 1921 г. Шиловский становится мужем Е.С.Нюренберг.

В это время менялось и место Е.А.Шиловского на военной служебной лестнице. Карьера его шла блестяще: уже 24 апреля 1921 г. временно исполняющий дела командующего 16-й армией. (Он командует ею до расформирования 7 мая 1921 г., т.е. уехавший на другие фронты Г.М.Неелов адъютантом у него быть не мог). Летом Шиловский возвращается из Минска (там находился штаб Западного фронта) снова в Москву, где назначается на должность преподавателя оперативного искусства Военной академии РККА. В 1922-1928 гг. преподавательская работа продолжается: он – начальник учебного отдела и помошник начальника Военной академии им.М.В.Фрунзе. В 1928-1931 гг. он – начальник штаба Московского военного округа, с февраля 1931 г. – начальник штаба Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского, с января 1937 г. – начальник штаба Военной академии Генштаба, – всюду на генеральских должностях: генерал-лейтенант (1940 г.), профессор (1939 г.), доктор военных наук, орденоносец.
Брак с Еленой Сергеевной приносил не только приятное (сыновья Женя и Сережа). Сгущались и тучи. В феврале 1929 г. его жена знакомится с Булгаковым и отвечает на его любовные чувства. В сентябре писатель посвящает ей повесть «Тайному другу». В 1931 г. об их связи узнает Е.А.Шиловский. После бурного с ним объяснения (угроза не отдать матери детей и направленный заряженный пистолет) Булгаков сделал следующую запись на даримой Елене Сергеевне книге: «Справка. Крепостное право было уничтожено в … году. Москва, 5.II.31 г.», а полтора года спустя приписал: «Несчастье случилось 25.II.31 г.». Первая дата – день объяснения Булгакова с Шиловским, вторая дата – время последней, как они тогда думали, встречи. Полуторалетнее испытание было выдержано: Е.А.Шиловский понял, что жену не удержать и мирно отпустил ее к Булгакову. Старший сын остался с отцом, младший – с матерью, став пасынком писателя. (Драматические перипетии этих событий отразились в сюжетах пьес «Адам и Ева», «Блаженство», в романе «Мастер и Маргарита»).
Брак был расторгнут 3 октября 1932 г. О том, как разрешился этот сложный семейный вопрос, можно судить по письму Е.А.Шиловского родителям Елены Сергеевны: «… Когда вы получите это письмо, мы с Еленой Сергеевной уже не будем мужем и женой. Мне хочется, чтобы вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга, каждый давая другому то, на что он был способен, и в дальнейшем (даже если бы не разыгралась вся эта история) была бы монотонная совместная жизнь больше по привычке, чем по действительному взаимному влечению к ее продолжению. Раз у Люси (Елены Сергеевны. – Б.М.) родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку, – она поступила правильно, что не пожертвовала им. Мы хорошо прожили целый ряд лет и были очень счастливы. Я бесконечно благодарен Люсе за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в свое время. Я сохраняю самые лучшие и светлые чувства к ней и к нашему общему прошлому. Мы расстаемся друзьями…»
Жизненная судьба благоприятствовала покинутому мужу, и уже спустя четыре года Шиловский женится на Марианне Алексеевне Толстой – Дымшиц (1911-1988), дочери мэтра советской литературы А.Н.Толстого, что, как полагают, уберегло его от сталинских репрессий военачальников в 1936-1938 гг. Познакомились они в конце 1933 г. (Марианна писала близким: «Красивый синеглазый военный с тремя ромбами в петлицах… Ему 43 года…»), ей было 22 года. Через три года поженились, а 7 мая 1937 г. у них родилась дочь Марина, сводная сестра Жене и Сереже Шиловским, сыновьям отца. В дневнике их матери, уже переехавшей жить в квартиру Булгакова, эти события изложены так: «…Днем долго гуляли с Марианной Толстой. Она мне рассказывала все свои беды, про свою несчастную любовь к Е.А. (Шиловскому. – Б.М.). Просила советов… Разговоры по телефону с Калужскими (супругами О.С.Бокшанской и Е.В.Калужским, – сестрой и зятем Елены Сергеевны. – Б.М.). У М.А. (Михаила Афанасьевича. – Б.М.) создалось впечатление, что они хотели бы переехать на время к нам, – Марианна их явно выживает. «Но, – сказал М.А., – этого нельзя делать, как же работать? Это будет означать, что мы с тобой должны повеситься!»
Сестра Е.С.Нюренберг (тогда Шиловской) Ольга Сергеевна с мужем жили в доме Шиловских еще издавна: сначала в особнячке на Большой Садовой, потом в новой квартире в Большом Ржевском переулке. С уходом Елены Сергеевны к Булгакову Е.А.Шиловский никак не изменил свое благожелательное и теплое отношение к ее сестре. Из дневника Е.С.Булгаковой: «Вечером пришел мой Женичка (Е.Е.Шиловский. – Б.М.). Рассказывал, что в Ржевском происходят неприятности из-за Олиной комнаты, которую Марианна хочет использовать для себя». Супруги Калужские прожили там четыре года, но новый брак хозяина квартиры и особенно рождение дочери Марины (сын Евгений жил, естественно, с отцом) заставили его бывшую свояченицу переехать в другое место.
Как вспоминают, в доме на Ржевском бывало порой и весело – когда появлялся тесть, А.Н.Толстой. Женя Шиловский рассказывал об одном таком вечере (дневниковая запись Е.С.Булгаковой): «…был Федя Михальский (администратор МХАТа. – Б.М.), родственники Евгения Александровича и дед с женой. (Это М.А. прозвал Алексея Толстого: дед или дед-комбинат). Дед со всеми разговаривал на «ты», почти всех обозвал свиньями и наседал на Федю: – Вот я написал две пьесы, и обе они прошли мимо вашего театра!.. А сейчас у меня такой замысел! Такой!.. А вот возьму и отдам пьесу в Малый!.. – Потом стукнул кулаком по столу, кричит: – Ты не слушаешь меня! – А Федя бросал пробками в дам и не обращал на него внимания. Потом дед кричал страшным голосом: – Я творец! Вы должны меня воплощать!..»
Новая налаженная жизнь Е.А.Шиловского продолжалась своим чередом, и он больше практически не виделся с Булгаковым, хотя и заботился о младшем Сергее. Последняя встреча произошла уже на похоронах писателя в марте 1940 г. Во время Отечественной войны генерал Шиловский и ставший офицером его старший сын Евгений были на фронте. Но и тогда он помнил о своей бывшей жене, уже овдовевшей. Когда осенью 1941 г. Москва переживала тяжелые дни, дорога на Рязань заполнилась беженцами из столицы. Елена Сергеевна оставалась с младшим сыном дома. Шел тринадцатый день октября, когда адъютант генерала доставил ей записку с фронта: «Не позже 15-го октября вас не должно быть в Москве». К записке был приложен воинский литер на получение билета: Шиловский был в те дни начальником одного из отделений Генштаба, и Елена Сергеевна придала его совету большой смысл. В Академии Генштаба Е.А.Шиловский проработал до конца своих дней: он скончался от инфаркта 27 мая 1952 г. в своем служебном кабинете и был похоронен на Новодевичьем кладбище среди могил других генералов.
Через пять лет в Ленинграде на руках у матери от гипертонической болезни почек (как и Булгаков) умер старший сын Е.А.Шиловского Евгений. Он был похоронен рядом со своим отцом на Новодевичьем кладбище в Москве. Первая жена Е.Е.Шиловского, Дзитра Тубельская, во время войны была со своей свекровью, Еленой Сергеевной, в эвакуации в Ташкенте; вторая – Ольга Александровна – подарила ему дочь Елену. А рождения своей внучки Даши (1970 г.) он уже не дождался. Младший сын Е.А.Шиловского, Сергей, воспитывался в семье Булгаковых, став фактически пасынком писателя; он называл его, правда, не папой, а Потапом. О взаимоотношениях Сергея с отчимом можно узнать из писем Е.С.Булгаковой разных лет: «Миша иногда, глядя на Сергея малого, разводил руками, поднимал плечи и говорил: «Немезида!.. Понимаешь ли ты, Сергей, что ты – Немезида?» На что Сережка оскорбленно отвечал: «Мы еще посмотрим, кто здесь Мезида, а кто Немезида!» И приводил этим Мишу в восторг… Если Миша ехал кататься на лодке и Сергей приставал, как о том и мечтал Миша, к нему, чтобы его взяли с собой, Миша брал с него расписку, что он будет вести себя так-то и так-то (эти расписки у меня сохранились, конечно). По пунктам – договор и подпись Сергея… Или в шахматы. Миша выучил его играть, и когда выигрывал Сергей (…это надо было в педагогических целях), Миша писал мне записку: «Выдать Сергею полплитки шоколаду». Подпись. Хотя я сидела в соседней комнате… Женичка сначала очень ревновал к Мише, но потом, благодаря Мишиному уму в этом отношении, так полюбил Мишу, больше отца!..»
Уже на склоне лет (в октябре 1968 г.) Е.С.Булгакова в письме к своему племяннику воспроизводит такую зарисовку прежней жизни: «…Миша как-то очень легко, абсолютно без тени скучного нравоучения, говорил с мальчиком моим за утренним кофе в один из воскресных дней, когда Женичка пришел к нам, и мы, счастливая четверка, сидели за столом: «Дети, в жизни надо уметь рисковать… Вот, смотрите на маму вашу, она жила очень хорошо с вашим папой, но рискнула, пошла ко мне, бедняку, и вот, поглядите, как сейчас нам хорошо…» И вдруг, Сергей малый, помешивая ложечкой кофе, задумчиво сказал: «Подожди, Потап, мама ведь может `искнуть еще `аз». Потап выскочил из-за стола, красный, не зная, что ответить ему, мальчишке восьми лет».

Забавно картавящего Сережу («Сергея малого») Шиловского Булгаков («Потап») вывел на страницах «Театрального романа» (карапуз Альёша) вместе с его мамой. С.Е.Шиловский помогал передавать архив писателя в государственные хранилища, а после смерти Е.С.Булгаковой и по ее завещанию – в Рукописный отдел главной библиотеки страны. Он был женат дважды: первая жена, Т.П.Сапожникава, работала редактором на радио, в браке со второй женой, Е.Г.Бродской, у него сын Сергей. Умер С.Е.Шиловский 19 января 1977 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище. Внук Е.А.Шиловского. Сергей Сергеевич (р. 1952 г.), был женат на Т.Е.Махониной и затем на А.И.Новиковой; в последнем браке у него сын, и тоже – Сергей (Сергей Сергеевич – младший, р. 1981 г.).
У дочери Е.А.Шиловского (от брака с М.А.Толстой-Дымшиц), Марины Евгеньевны, дочь Катя и внучка Маша. В них сошлись два старинных дворянских рода: Толстых и Шиловских.

При участии внука жены Булгакова Елены Сергеевны в киевскомx Музее одной улицы открылась выставка, посвященная взаимоотношениям писателя со Сталиным

У Михаила Булгакова, автора любимых народом произведений «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Дни Турбиных», не было своих детей, но наследники есть. Один из них -- 52-летний Сергей Шиловский, внук последней жены Булгакова Елены Сергеевны, ставшей прообразом Маргариты, -- привез для демонстрации в Киеве почти все оставшиеся у него булгаковские вещи. Они экспонировались лишь один день на выставке «Роман с дьяволом. Булгаков и Сталин», открывшейся в минувшую пятницу в Музее одной улицы. Выставка будет работать до декабря.

«Булгаковские произведения миллионером меня не сделали»

Журналисты стали собираться в Музее одной улицы еще за час до открытия выставки, чтобы задать вопросы московскому гостю, владельцу прав на издание произведений Булгакова Сергею Шиловскому.

Моя бабушка Елена Сергеевна была женой Булгакова восемь лет, вплоть до смерти писателя в 1940 году, -- говорит Сергей Шиловский. -- Из-за любви к Булгакову Елена Сергеевна развелась с моим дедом, кстати, человеком высокопоставленным и обеспеченным -- он был генералом Красной Армии (как тут не вспомнить побег Маргариты от мужа, крупного советского чиновника. -- Авт.). Детей после развода поделили. Старший сын -- мне он приходится дядей -- остался с отцом, который затем женился на дочери Алексея Толстого. Мой папа жил с Еленой Сергеевной и Булгаковым. Поэтому я и стал владельцем прав на произведения Михаила Афанасьевича. Точнее, владельцев сейчас двое -- я и моя племянница.

Издательства продолжают активно печатать Булгакова. Хватает ли гонораров на то, чтобы вы ни в чем себе не отказывали?

Насчет «активно печатать» вы совершенно правы: за последние два года вышли два полных собрания сочинений, готовится еще одно, а сколько появляется отдельных изданий романов и пьес! Однако миллионером это меня не сделало. Хотя стать богатым я, как всякий человек, не прочь. Загвоздка в суммах гонораров: популярному автору могут платить много и даже очень много, а вот владельцу прав на произведение причитаются весьма скромные суммы. Плата за зарубежные издания Булгакова гораздо выше, чем в России, но после вычета налогов опять-таки остается мало денег.

Ныне десятки литераторов пишут продолжения романа «Мастер и Маргарита» (в том числе в жанрах детектива, триллера, фантастики) и присылают их мне. Запретить печатать эти тексты я не имею права. Другое дело, когда в произведения Булгакова что-либо вписывают. Скажем, один известный драматург подготовил к постановке текст булгаковской пьесы, добавив туда куски собственного сочинения. Не менее известный режиссер недавно позвонил мне: «Я хочу поставить фильм, который ничего общего с «Мастером и Маргаритой» не имеет. Спрашиваю, зачем он мне об этом говорит. Оказывается, все персонажи кинопроекта взяты из «Мастера и Маргариты». Понятно, что согласия на подобные вольности я дать не могу.

Рассказывала ли вам бабушка о том, как у нее возник роман с Булгаковым, как развивались отношения?

Это интимные темы, о которых не стоит распространяться. Скажу лишь, что Елена Сергеевна считала, будто продолжает общаться с Михаилом Афанасьевичем и после его смерти -- во сне. Нередко она рассказывала о «встречах», ничуть не смущаясь, что это были лишь сны. Один случай описан известным булгаковедом Яновской. Когда та сказала Елене Сергеевне, что роман «Белая гвардия», по ее мнению, не завершен, моя бабушка деловито ответила: «Я тоже хотела спросить Мишу об этом. Обязательно сделаю это сегодня».

Не знавшие ее люди могут подумать, что старушка попросту выжила из ума. Однако могу заверить: и в преклонном возрасте она сохранила здравый ум, отличную память и жизнерадостный нрав. Скажем, «Мастера и Маргариту» она знала наизусть. Когда в 1966 году готовилось первое издание романа в журнале «Москва», бабушка сильно простудилась. Наступил ноябрь, но отопление все никак не включали. Елена Сергеевна лежала под двумя одеялами с высокой температурой, когда к нам привезли на вычитку гранки. Помнится, они были мокрые от дождя. Я читал текст вслух, а бабушка по памяти вылавливала опечатки и купюры, сделанные цензором (их набралось более 50 страниц). Нас торопили, поэтому мы работали не только днем, но и две с половиной ночи кряду. Я горжусь тем, что мне, 14-летнему юноше, довелось помогать бабушке редактировать первое издание «Мастера и Маргариты».

Его разрешили напечатать в «Москве», этот журнал тогда еще не успел завоевать широкую аудиторию. Но когда в нем начали публикацию булгаковского романа, тираж подскочил в десятки раз. Самое интересное то, что из редакции кто-то вынес полный текст, без купюр, и по Белокаменной ходили экземпляры самиздата -- номера журнала «Москва» с вклеенными в текст «Мастера и Маргариты» кусками, которые вычеркнул цензор. Первое официальное издание этого романа без купюр вышло в издательстве «Художественная литература» только в 1972 году.

«Булгаков умер на руках у моей бабушки»

А первое полное собрание сочинений Булгакова было подготовлено Тюпой, простите, моей бабушкой. Так называли ее близкие люди, в том числе и я. Как бабушка получила это прозвище и что оно означает -- никто не знает. У ее поколения было модно давать друг другу шутливые имена. Так вот, бабушка в конце 1950-х отпечатала на машинке все тексты произведений Булгакова, сшила их, и получилось полное собрание сочинений.

Елена Сергеевна была машинисткой Булгакова -- перепечатывала написанные от руки «каракули». А когда Михаил Афанасьевич стал терять зрение, печатала под диктовку. Заболев, Булгаков как профессиональный врач знал, что его состояние вскоре сильно ухудшится, придется ложиться в больницу. Он этого не хотел и взял с жены слово, что она не поддастся на уговоры врачей -- умереть он должен в своей постели на руках Елены Сергеевны. Она выполнила данное мужу слово.

Машинописное собрание сочинений Булгакова хранится у меня, и сегодня я экспонирую его в Музее одной улицы. Я также привез несколько снимков с надписями, сделанными Булгаковым, его личные вещи и книгу, выпущенную в 1925 году, в которой опубликованы булгаковские «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Кстати, с этой книгой произошла удивительная, почти мистическая история. Ее украли -- это было еще при жизни Елены Сергеевны -- с одной из выставок. Редчайшее издание казалось утраченным навсегда, однако спустя три года раздался звонок в дверь. На пороге стоял мужчина, заявивший, что это он украл «Дьяволиаду» и хочет вернуть ее владелице…

Вечно вокруг Михаила Афанасьевича происходят какие-то темные истории -- то проваливаются все попытки поставить фильм по «Мастеру и Маргарите», то не удалось установить памятник Булгакову на Патриарших прудах…

В России до сих пор нет ни одного памятника Булгакову, ни одной улицы, названной его именем. Памятник на Патриарших (напомним, там разворачивается действие первого эпизода романа «Мастер и Маргарита») пытались установить по инициативе возглавляемого мною фонда Булгакова. При поддержке мэра Москвы Юрия Лужкова были выделены необходимые деньги. Провели творческий конкурс (комиссию возглавлял Зураб Церетели). Победу одержал известный скульптор Румянцев, создавший памятник Юрию Никулину, который сейчас стоит возле цирка. На Патриарших предполагалось установить композицию: Булгаков, сидящий на лавочке. Но надо же было такому случиться, что как раз в это время власти затеяли капитальную реконструкцию Патриарших и решили соорудить целый Булгаковский комплекс: 15-метровый бидон, фонтан, по водной глади которого должен был ступать Христос… Поползли слухи, что жителей первых двух этажей в близлежащих домах отселят за пределы Москвы, а на месте их квартир разместят кафе и рестораны. Чем абсурдней слух, тем больше людей в него верят. Жильцы стояли живым кольцом вокруг Патриарших, взявшись за руки (причем по ночам тоже), не давая проехать бульдозерам. А православные верующие писали в различные инстанции: «Памятник Сатане не дает спокойно жить труженикам района». Так что памятника на Патриарших не будет. Рассматривается вариант его установки на Воробьевых горах, откуда Воланд со свитой покидал Москву.

Вы выросли в квартире, где жил Булгаков?

Нет, тот дом по Щепкинскому переулку давно снесли. Но в Москве сохранились еще две квартиры, где жил Михаил Афанасьевич, и в одной из них -- на Большой Пироговке, 35 -- мы хотим организовать его музей. А вот от квартиры в доме по Большой Садовой мы отказались по той причине, что она в «Мастере и Маргарите» описана как «нехорошая».

Нынешняя выставка посвящена взаимоотношениям Сталина и Булгакова. Рассказывала ли вам Елена Сергеевна, как писатель относился к вождю?

С исключительным уважением. Недаром ведь Булгаков написал пьесу «Батум» о молодом революционере Кобе. И даже когда началась кампания по разоблачению культа личности Сталина, бабушка говорила, что пройдет время, и отношение к Иосифу Виссарионовичу изменится к лучшему.

Широко известно, что Сталин регулярно ходил в театр смотреть «Дни Турбиных», а когда Булгаков оказался в опале -- пьесы перестали ставить, произведения не печатали, и писатель остался безработным, -- вождь позвонил Михаилу Афанасьевичу, просившему правительство отпустить его за границу. После звонка ситуация резко изменилась, правда, лишь на полтора года. Затем опала продолжилась. Казалось, Сталин забыл о своем любимом писателе. И получилось так, что как раз на следующий день после смерти писателя в 1940 году из Кремля позвонили справиться, как живется Михаилу Афанасьевичу… Думаю, что благодаря Сталину тогда удалось похоронить Булгакова на «элитном» Новодевичьем кладбище. Рядом с Булгаковым погребена и моя бабушка. Я ухаживаю за их могилами. По заведенной Еленой Сергеевной традиции высаживаю там бегонии.

Какая-то странная тема института еврейских жен 20-30-ых гг. прошлого века вырисовывается:

Процеживая суть, что мы узнаем из мемуаров снохи? А то, что Е.С.Нюренберг-Неёлова-Шиловская-Булгакова развела своего сына Евгения. Молодец! - что тут скажешь. О ее способностях догадывались не только М.С.Булгаков, но и А.А.Ахматова, которая в эвакуации в Ташкенте жила по тому же адресу, что и Маргарита: ул.Жуковского, 54.
Хозяйка

Е.С. Б-ой

В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне полнолунья,
Тень ее еще стоит
У высокого порога,
И уклончиво и строго
На меня она глядит.
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам,
Я сама... но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.

Да знаем мы ваши с Ф.Раневской и Н.Мандельштам тайны. Речь не об этом. О технологии колдовства. Как это? Чтобы у нас все было, а нам за это ничего бы не было.

Сначала думал: разделение сыновей после развода - это причуда. Фигушки! Как дальше дело было? Генерал Е.А.Шиловский после всех этих ловкостей рук, ежовщин, черных пистолетов под подушкой и свободы секса стал гипертоником и скончался в 1952 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Старший сын его, Евгений, вкусив колдуний-полнолуний, тоже стал гипертоником и умер в 1957 г. в Ленинграде при странных обстоятельствах. Встретив маму-Маргариту на Московском вокзале, он отправился с ней в ресторан «Асторию», где и скончался от сердечного приступа, по всей видимости, произнося тост за присутствующих дам. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Мазей для бессмертия еще не придумано, главная героиня умирает в 1970 г. Младший сын Маргариты, С.Е.Шиловский, умер 19 января 1977 г. и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Что за черт? И после смерти братья не соединились?

И тут получаю письмо от одного профессора. «Как? - пишет он. - Ты не знал, что Сергей - это сын М.Н.Тухачевского? Доброжелатели из ЦК сообщили ему об этом, и он скончался от сердечного приступа около Дома книги на Арбате.»


Если бы не награды, то можно было бы подумать, что это С.Е.Шиловский.

Он - 1926 г.р. Осталось выяснить, где и при каких обстоятельствах встречалась Е.С.Нюренберг-Неёлова-Шиловская с М.Н.Тухачевским в 1925 г. Конечно же, людей, державших свечку, найти не удастся, но уж больно похож мальчик Сережа на маршала-неудачника. Да и последующая мотивация разделения братьев Шиловских матерью появляется.

ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК: Приступая к нижеописанной истории, невольно вспоминаешь эпизод из популярного романа. Гражданин в фуражке с белым верхом и с небольшим акушерским саквояжем в руке постучался в дверь некоего начальственного кабинета. – По какому делу? – спросил его секретарь. – По личному, – сухо сказал гражданин и, приблизившись к письменному столу хозяина кабинета, спросил: – Вы меня не узнаёте? Хозяин кабинета рассеянно заявил, что не узнаёт. Опустим сцену, описанную Ильфом и Петровым, во время которой посетитель пытался убедить хозяина письменного стола, как поразительно он, посетитель, похож на черноморского революционера лейтенанта Шмидта. Разговор наших героев шёл в других тонах и о другом.

СЫН ЛЕЙТЕНАНТА БУЛГАКОВА: Я даже могу представить, о чём они говорили, – директор крупного издательства (или, возможно, директор известного театра) и посетитель, назвавшийся наследником крупнейшего русского классика. Разумеется, о гонорарах. О тех, которые издательства и театры обязаны выплачивать наследнику Михаила Афанасьевича Булгакова. Директор, видимо, спросил, стараясь быть отменно вежливым: «А на каком, простите, основании?». Гость обиженно улыбнулся и выложил на стол изрядно помятую копию свидетельства о праве на наследство по закону, выданное ему 15 апреля 1994 года тогда ещё частным нотариусом г. Москвы Е.Н. Андрюхиной. Из этого авторитетного документа директор должен был заключить, что сидящий перед ним Сергей Сергеевич Шиловский является наследником упомянутого классика.

НЕТОЧНОСТИ В ДОКУМЕНТАХ: Первое, что бросилось директору в глаза, – отсутствие в документе названий принадлежащих Булгакову произведений, за издание которых он, директор, должен платить отчисления Шиловскому. Кто-кто, а директор знал, что при удостоверении подобных свидетельств нотариус обязан тщательно проверить состав наследства, на которое претендует наследник, дабы точно указать, с каких именно произведений следует разрешить обладателям авторских прав в будущем стричь купоны. Поскольку же такого перечня в копии нотариального свидетельства не оказалось, директор так же вежливо попросил показать ему оригинал нотариального документа. Обиженная улыбка на лице Шиловского сменилась саркастической: «Я пришёл к вам не к первому и, надеюсь, не к последнему. И нигде не встречал недоверия». – Моё требование – не каприз, – на сей раз обиделся директор. – Наследство Булгакова – национальное достояние. Всё здесь должно быть строго по закону. И что за проблема – показать оригинал нотариального свидетельства?

НЕТ ОРИГИНАЛА: Разговор этот состоялся лет десять назад. Был суд, который тоже потребовал предъявить оригинал свидетельства. Но тоже не получил. Случались и другие конфликты.

НАСЛЕДНИКИ?: Наиболее острый разразился у него с продюсером снятого в том же 1994 году первого российского фильма по роману «Мастер и Маргарита». Фильм показали только… через 13 лет, в дни Московского Международного кинофестиваля 2006 года. Зал был полон. Интерес подогревался тем, что столь долгий запрет на него был наложен не уж-жасным Госкино, тогда уже расформированным, а тем же Шиловским со своей племянницей Дарьей Писарчик, примкнувшей к нему в качестве ещё одной наследницы М.А. Булгакова.

ЗАПРЕТ ФИЛЬМА: Запрет был обставлен частоколом условий, уладить которые можно было, как поёт Лариса Долина, с помощью зонта. С одним лишь требованием не соглашался продюсер – в случае непринятия условий Шиловских ему будут выставлены ощутимая неустойка, а также штраф 0,5 процента за каждый день просрочки платежа. – Не угроза финансовых санкций возмутила меня, – объясняет продюсер. – Тем более что мы начинали съёмки в 1992 году, когда роман «Мастер и Маргарита» беспрекословно рассматривался как общественное достояние и ни о каких наследниках речи не шло.

АКТЕРЫ: Запрет Шиловского грубо перечёркивал огромный творческий труд режиссёра Юрия Кары и занятых в фильме актёров: Иешуа представлял Николай Бурляев, Пилата – Михаил Ульянов, Воланда – Валентин Гафт, Мастера – Виктор Раков, Маргариту – Анастасия Вертинская, Левия Матвея- Лев Дуров, Коровьева – Александр Филиппенко. Музыку написал великий Шнитке.

МЕЛИКЯНЦ: Тем не менее я (Рассказ ведется от имени Георгия Меликянца - зав. отделом информации, отделом пропаганды, отделом литературы и искусства газеты "Известия". Специальный корреспондент, ответственный секретарь "Известий".) был готов рассмотреть претензии новоявленных наследников. Разумеется, при предъявлении ими соответствующих документов. Но таковых не дождался.

СПОРНЫЕ ПРАВА: В мае 2004 года Меликянц выступил в «Литературной газете» со статьёй «Новые приключения Мастера и Маргариты». Рассказал о сомнениях многих издателей и театральных деятелей относительно правомерности прав С.С. Шиловского и Д.В. Писарчик на наследие Булгакова. Откровенно, я ждал чуть ли не вызова в суд. Но обошлось. Почему? Думаю, что с имевшимися у Шиловского документами идти в суд было бессмысленно. С.С. Шиловский, внук обожаемой третьей жены Булгакова Елены Сергеевны, – всего лишь наследник своего отца, а не Михаила Афанасьевича. Что касается Д.В. Писарчик, то она – всего лишь правнучка Елены Сергеевны. По закону, даже обладая авторскими правами на ряд произведений Булгакова, наследниками Булгакова они являются лишь в той мере, в какой Остап Бендер был сыном лейтенанта Шмидта.

ЗАВЕЩАНИЕ: Известно, что буквально в последние дни жизни Михаил Афанасьевич оформил завещание на имя Елены Сергеевны. Но тогда Булгакова издавали и ставили бесстыдно мало, да и срок действия авторских прав по действовавшему тогда законодательству, а именно Основам авторского права 1928 года, которых придерживается и сегодняшняя судебная практика, составлял всего 15 лет.

СРОК ИСТЕК: Так что издание в 1968 году романа «Мастер и Маргарита» осуществлялось за пределами действия авторских прав, произведение являлось в этот момент народным достоянием. Его издание не повлекло за собой возникновения у Е.С. Шиловской прав на это произведение по действовавшему в то время законодательству. А тем более – появления у Сергея Сергеевича прав запрещать показ кинофильма. Через несколько лет Елена Сергеевна уже не имела прав на многие произведения мужа, тем более на неопубликованные. Внук же её рассказывает всюду, что он и его племянница наследуют бабушке и прабабушке. Можно ли наследовать права, которых уже нет у праводательницы?

СЫН БУЛГАКОВА: И уж совсем некрасиво, что Сергей Сергеевич при всяком удобном случае утверждает, будто его отец, Сергей Евгеньевич, был усыновлён Булгаковым. Не было такого. Подобный факт стал бы известен хотя бы в семье Булгаковых, но о нём никто из близких не упоминает. Но зато впечатление на окружающих это оказывает мощнейшее!

ВТОРОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: Основанием для своих претензий С.С. Шиловский считает то самое свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом Е.Н. Андрюхиной 15 апреля 1994 года, первый и второй экземпляры которого до сих пор так никто не видел. В 1998 году на руках у Шиловских появляется ещё одно «неопровержимое» доказательство их прав на деньги Булгакова. Нотариус 36-й московской государственной нотариальной конторы Н.И. Ильинская выдаёт правнучке Елены Сергеевны Дарье «Свидетельство о праве на наследство по закону» (так сказано в заголовке документа). А в нём появляется совсем новый сюжет: перечисление творческих работ Булгакова, составляющих одну вторую долю его авторского права на «следующие произведения» (называются 30 пьес, повестей, дневников, оперных либретто и других сочинений). С точным указанием дат выхода их из-под пера автора или выпуска их в свет. Правда, во всех последующих копиях на руках у Шиловского даты эти, способные объяснить необъяснимое, бесследно исчезли. Так с простодушием иллюзиониста Шиловский придаёт перечню, включающему чуть не всё творчество Булгакова, свойство «наследственной описи». Единственным основанием для появления этого таинственного списка стала справка начальника Управления документации и распределения гонорара Российского авторского общества В.И. Ивановой, подтверждающая не больше чем факт выплаты гонораров Булгакова Шиловским, но никак не их права на его наследство.

ДЕНЬГИ ШИЛОВСКИМ: И пошёл гулять перечень Ивановой по бухгалтериям учреждений российской культуры. И что интересно: документы такой убойной силы многие годы сражают наповал не одного директора издательства и театра. И потекли деньги Булгакова в карманы Шиловских, в различные дочерние предприятия, президентом которых неизменно числится Сергей Сергеевич.

В ТЕАТРЕ НЕ СЧИТАЕТСЯ: Наш рассказ будет неполным, если не упомянуть, что в полемике вокруг наследия Булгакова, вспыхнувшей в 90-е годы минувшего столетия, активно участвовала также специалист по авторскому праву Ирина Тулубьева. В газете «Книжное обозрение» ‹ 20 за 22 мая 1999 года она подчёркивала, что не всякое использование произведения может считаться его выпуском в свет. Не будет, например, по её мнению, рассматриваться как выпуск в свет публичное исполнение пьесы в театре. Как пример, она приводит пьесу «Зойкина квартира», поставленную Театром имени Вахтангова в 1926 году. Однако, по мнению Тулубьевой, выпуск её в свет был осуществлён только в 1982 году, когда она была опубликована. То же, по мнению Тулубьевой, касается пьес Булгакова «Дни Турбиных» и «Бег». Что касается позиции Тулубьевой относительно пьесы «Зойкина квартира», то по тогдашним «Основам авторского права» согласно ст. 14, «…к изданию в отношении исчисления сроков приравниваются: публичное представление драматического и музыкально-драматического произведения…». Если пьеса Булгакова была поставлена на сцене, то она тогда же была и выпущена в свет. Толкование закона Тулубьевой при всём уважении к высококвалифицированному юристу – горькое заблуждение.

БЛУЖДАЮЩИЙ АВТОРСКИЙ СРОК: И. Тулубьева даже отказывает в статусе общественного достояния популярнейшему труду Булгакова «Мастер и Маргарита», наиболее часто издающемуся или ставящемуся на сцене. При этом она не учитывает, что Елена Сергеевна выступала при издании этого романа уже не наследницей своего супруга, а публикатором, получив за передачу рукописи в печать соответственную сумму по договору. В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года также не было предусмотрено никаких специальных сроков действия авторских прав в отношении произведений, которые не были выпущены в свет при жизни автора. В 1973 году в связи с присоединением СССР к Всемирной конвенции по авторскому праву в Гражданский кодекс РСФСР были внесены изменения. В частности, увеличен срок охраны авторских прав до 25 лет. Однако этот срок был введён без обратной силы, поэтому для литературного наследия Булгакова это изменение никакой роли не сыграло. Наконец, 50-летний срок охраны был введён Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года с обратной силой, при условии, что 50-летний срок действия авторского права не должен был истечь к 1 января 1993 года. Однако к М.А. Булгакову это не имеет никакого отношения, поскольку он умер в 1940 году и, следовательно, установленные законом 50 лет истекли к 1 января 1991 года.

ПОДВИЖНИКИ БУЛГАКОВА: И ещё несколько слов о «Мастере и Маргарите», с которого Шиловские стригут особенно много купонов. Его публикация стала итогом подвижничества таких замечательных деятелей отечественной культуры, как писатели К. Симонов и Е. Поповкин, профессор А. Вулис, тогдашний директор издательства «Художественная литература» В. Косолапов, первый редактор романа Диана Тевекелян и многие другие.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА: У писателя не было детей. Родители умерли. В 60-х годах, когда отношение к Михаилу Афанасьевичу, слава богу, стало меняться и его произведения пробивались сквозь твердь цензуры, глубоко любимой им третьей жене Елене Сергеевне, несмотря на то, что она уже не обладала наследственными правами, специальными решениями государства выплачивались достойные по тем временам вознаграждения за передаваемые в печать рукописи. И она воспринимала это тоже достойно, спокойно, справедливо полагая, что закон есть закон.

ОБРАЩЕНИЕ МЕЛИКЯНЦА: Кстати, в Законе об авторском праве 1993 года есть указание – за нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. В частности, можно оштрафовать нарушителей, взыскать с них доходы в возмещение убытков, включая упущенную выгоду, направив эти средства в соответствующие бюджеты. Речь идёт не о том, чтобы урезать доходы господ Шиловского и Писарчик, а исключительно о справедливости по отношению к М.А. Булгакову. Как её восстановить – дело дознания, прокуратуры, суда. Поэтому я и прошу рассматривать эту статью как обращение к ним. Думаю, тогда наконец деньги Булгакова будут работать на Булгакова, а в Москве и России появятся долгожданные памятники Булгакову. Будут определены памятные «булгаковские места», куда мы сможем приходить, чтобы поклониться одному из великих писателей земли Русской. Информация из статьи, опубликованной до 2007 г.

© сайт



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!