Модернизация российского образования. Модернизация российского образования Концепция развития образования ро до года

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Основные направления развития образования в РФ до 2020 года (Стратегия инновационного развития России: вызовы и перспективы) ГБОУ ДПО НИРО (Максимова С.А. проректор, докт.филос.наук)

2 Проблемное поле реализации Стратегии в области образования Экономическое измерение Невысокая «инвестиционная привлекательность» образования; недостаточный уровень интеграции образования и бизнес-структур; Неэффективное расходование государственных средств в образовании; Недостаточный уровень финансово-экономической поддержки внедрения инноваций в образовании и др. Социальное измерение Образовательное измерение Преимущественная ориентация госполитики на обеспечение социальной стабильности населения; поддержание устойчивого характера социальной инфраструктуры Неэффективность структуры и размытость содержания образовательных инноваций (имитационный характер инноваций, псевдоинновации); Неготовность (в т.ч. мотивационная) к управлению образовательными инновациями и их реализации на системной и регулярной основах; Снижение качества общего и профессионального образования (в т.ч. по отражению в международных рейтингах) Стремительное устаревание моделей организации и управления образовательным процессом, «догоняющий» характер образования и др.

3 Нормативно-правовая основа реализации Стратегии НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТА 1. Обеспечение инновационного характера базового образования Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года 2. Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития 3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров 4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей

4 Методологическая основа реализации Стратегии принцип доступности образования принцип качества образования принцип открытости образования принцип гибкости и вариативности образования принцип индивидуализации образования

5 Целевые ориентиры реализации Стратегии Миссия Стратегии Ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики Общие задачи Стратегии Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий; Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений

6 Задачи в области образования (в соответствии с Концепцией 2020) обеспечение инновационного характера образования поддержка на конкурсной основе образовательных организаций, внедряющих инновационные программы, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих задачам инновационного развития. формирование и развитие навыков и компетенций обучающихся, необходимых для инновационной деятельности (готовность к непрерывному образованию, профессиональной мобильности, способность к критическому мышлению, предприимчивость, готовность работать в команде, владение иностранными языками и т.д.) модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, успешную социализацию лиц с ОВЗ; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие системы квалифицированного добровольного педагогического консультирования родителей и содействия семьям в развитии детей, а также системы социального патроната

7 Задачи в области образования (в соответствии с Концепцией 2020) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; обновление квалификационных требований и формирование современных профессиональных стандартов, обновление дополнительных профессиональных программ, совершенствование системы оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки качества педагогической работы. формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; формирование прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования. системы и механизмы государственно-общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений

8 Некоторые ключевые шаги по реализации Стратегии Корректировка образовательных стандартов и внедрение технологий обучения в целях формирования навыков, необходимых для инновационной экономики Выстраивание системы поиска и обеспечения раскрытия способностей талантливых детей к творчеству Переход на предоставление государственных услуг в электронном виде, обеспечение безбумажного документооборота Определение механизмов и начало реальной поддержки регионов - инновационных лидеров Совершенствование механизма осуществления финансовой, организационной и консультационной поддержки инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла Повышение престижа научной, инженерной и предпринимательской деятельности, в том числе через популяризацию инновационной тематики в средствах массовой информации и сети Интернет Наращивание инновационной активности в государственном секторе экономики - в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях, в том числе посредством принятия и реализации ими программ инновационного развития

9 Некоторые целевые индикаторы реализации Стратегии Доля населения в возрасте 5-18 лет, охваченная образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет (с 93,6% (2010 г.) до 97% (2020 г.)) Доля обучающихся по программам, соответствующим требованиям ФГОС, в общей численности обучающихся текущего года (общее образование (с 20% до 95%), среднее профессиональное образование (с 75% до 100%) Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования (с 27% до 50%) Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в числе опрошенных в возрасте от 25 до 64 лет (от 30,8% до 50%) Государственные расходы на образование (с 4,2 % ВВП до 5,3 % ВВП) Создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций Получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет

10 «Самый лучший стратегический план бесполезен, если он не может быть выполнен тактически» (Эрвин Роммель) НО! «Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами» (Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц)


Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 1662-р (извлечения) < > 4. Развитие

Мягков М. О. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проанализирована система образования в России. Предложены целевые ориентиры развития инновационной системы образования РФ до 2020 года.

Концепция развития образования РФ до 2020 г. Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этим же распоряжением

Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской на 2009 2012 годы и на плановый период до 2020 года Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов

НАЧАЛЬНОЕ, ОСНОВНОЕ, СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Реализация подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной

УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 19.12.2012 г. 1418 Районная целевая программа «Развитие образования в Красноармейском муниципальном

Проблемы и парадоксы введения ФГОС начального и основного общего образования Логвинова И.М. Содержание: 1. Документы и материалы 2. Главные события 3. Проблемы и парадоксы Документы Послание Президента

РЕЗОЛЮЦИЯ областного совещания работников образования «Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Саратовской области» г. Саратов 18 августа 2009 г. Обсудив

Российская Федерация Р е с п ублика ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 февраля 2015 года 39-П г. Петрозаводск О внесении изменений в постановление Правительства от 20 июня

Анализ работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2015-2016 уч.год Школьное методическое объединение учителей ЕМЦ осуществляло свою работу в условиях обновления

Проект АДМИНИСТРАЦИЯ БОЛЬШЕАТМАССКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 января 1-п с. Большой Атмас, Черлакский район Омская область Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие муниципальной

2.3. Кадры для «новой» экономики Текущая ситуация и ключевые вызовы Одним из ключевых факторов конкурентоспособности территории и перспектив ее будущего развития являются обеспеченность и качество человеческого

Министерство образования и науки Российской Федерации Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации МОСКВА 18 июня 2013 Золотарева Наталия

Миссия факультета сохранение и приумножение традиций и достижений, формирование профессиональных, нравственных и культурных ценностей, расширение спектра услуг для обеспечения качественной подготовки инженерных

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества» г.иркутска на период 2014-2020 г.г. Наименование Основание принятия решения о разработке Основной разработчик Цель разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 24.04.2013 VII Съезд Союза

ВЕРЖДАЮ» мназия 1» А.П.Ходырев " 217 ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБ ДЩ @ВАНИЯ Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия 1 г. Кирово-Чепецка» 1. Аналитическая

Экспериментальная и инновационная деятельность в образовательных организациях Краснодарского края в свете Перечня Поручений Президента РФ. Н А В А З ОВА Т А Т Ь Я Н А Г А В Р И Л ОВНА, К. П. Н., З А С

«ВОЛЖСК ОЛА» ОЛАСЕ ОКРУГ АДМИНИСТРАЦИЙЖЕ ПУНЧАЛ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ВОЛЖСК» ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы,

П Р О Г Р А М М А стратегического развития (основные положения) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Е.И. Василенок Россия, г. Москва Современное общество начала третьего тысячелетия характеризуется возросшей значимостью интеллектуального

2 Нормативно правовые акты разработки программы развития Программа развития разработана на основе задач по выполнению приоритетных направлений развития профессионального образования соответствии с основными

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 6 марта 2015 г. 373-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план реализации в 2015-2016 годах Стратегии инновационного развития на период до 2020

Стратегия развития Кыргызского экономического университета до 2020 года. Цель - достижение высокого уровня обеспечения качества высшего и средне - специального экономического образования соответствующего

ДЕКЛАРАЦИЯ целей и задач Департамента образования Ивановской области ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Основная цель долгосрочного развития региональной системы

УТВЕРЖДАЮ: Руководитель Управления образования Администрации Ачинского района О.Ю. Ненастьева Приказ 118/1от «12» октября 2016г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я Г О Р О Д А Л А Б Ы Т Н А Н Г И П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25 апреля 2017 г. 450 г. Лабытнанги О внесении изменений в постановление Администрации города Лабытнанги от 21.11.2014

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 ГОД Молодежная

ГАПОУ СО «машиностроительный техникум» ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ до 2021 года Анализ действующей Программы развития Карпинского машиностроительного техникума на 2013-2018 г.г. позволил выделить следующее

КОНЦЕПЦИЯ развития системы образования Ханты- Мансийского автономного округа Югры до 2020 года. Основные положения Введение Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-югры

3.1.1.1 Улучшение инвестиционного климата, повышение деловой активности и развитие государственно-частного партнѐрства Целью государственной политики является формирование востребованных и наиболее надѐжных,

Содержание 1. Назначение и область применения... 3 2. Описание... 3 2.1. Термины и определения... 3 2.2. Общие положения... 3 2.3. Цель работы Информационно-инновационной службы... 5 2.4. Основные задачи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» f

Дорожная карта Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей - Детской школы искусств 7 им. (МБОУДОД -) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («дорожная карта») МБОУДОД - 1. Цели

Министерство образования науки и молодежной политики Краснодарского края О задачах по развитию среднего профессионального образования Батютина Наталья Анатольевна, начальник отдела 16 января 2019 года

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я М Э Р И И Г О Р О Д А Я Р О С Л А В Л Я П Р И К А З 14.07.2016 01-05/502 Об утверждении комплексного плана мероприятий по развитию дополнительного образования

О реализации Концепции развития дополнительного образования детей С.А.Фадеева зав. кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО, доктор педагогических наук Изменения

ГБОУ ДПО НИРО Кафедра теории и практики управления образованием Система внутришкольной оценки качества образования в условиях реализации ФГОС. Выполнили: Петти И.Г., директор МБОУ "Школа 171" Рожнова Е.Е.,

1 из 8 2 из 8 ПРЕДИСЛОВИЕ В современных условиях значительно повышаются требования к уровню подготовки специалистов. В национальной доктрине образования Российской Федерации отмечается, что образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр развития творчества детей и юношества творчества «Гармония» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на период 2015 2020 гг. ПАСПОРТ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО) Управление ДОО в контексте государственной

Цели, задачи и механизмы обновления Образовательных программ в контексте современного состояния развития ПО Москва Февраль 2016 А.М.Петрова, к.э.н., Заслуженный учитель РФ «Мы обязаны думать о том, как

Основные положения Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Москва

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

2 1. Общие положения Стратегия обеспечения образования (далее Стратегия) является необходимым условием функционирования и развития ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (далее ПГУ, Университет)

РЕЗОЛЮЦИЯ Проект ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «МОДЕРНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»

ОДОБРЕНА Общественным советом региональной системы оценки качества образования (протокол от 11 мая 2016 г. 1) УТВЕРЖДЕНА Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 27 апреля 2016

УТВЕРЖДЕНО постановлением Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» 370 от «23» марта 2015 ПЛАН мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение эффективности и качества услуг МБОУ ДОД «Якшур-Бодьинская

Принято: на Наблюдательном совете МАОУ Лицей 12 протокол 4 от 11.05.2016 Утверждено: приказ МАОУ Лицей 12 91 от 12.05.16 г Программа развития МАОУ Лицей 12 на 2016-2020 г.г. Нормативно-правовая основа

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, ИННОВАЦИИ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В КРУПНЫХ КОМПАНИЯХ (ПРАКТИКА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ») В статье

Публичная декларация целей и задач департамента образования и науки на 2016 год ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ Реализация мероприятий государственной программы в сфере образования, плана мероприятий («дорожной карты»)

Утверждена Постановлением Администрации от 14 июня 2016 года 15 Муниципальная целевая программа «Развитие и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории на 2016-2018»

I. Общие положения Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационные изменения, но и совершенствование методического

ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об инновационной деятельности в Удмуртской Республике Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 6 июня 2017 года Настоящий Закон определяет принципы, цели, задачи,

Публичная декларация целей и задач Министерства образования и науки Республики Татарстан на 2016 год ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ Утверждена приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан

Основные направления информатизации образования Московской области А.И. Анопченко первый заместитель Министра образования Московской области Август, 2014г. ИННОВАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ 2009-2013 гг. Школы,

Реализация стратегий развития профессионального образования в российских регионах: некоторые результаты мониторинга комплексных региональных программ развития профессионального образования в 2014-2015

ВВЕДЕНИЕ Стратегия по обеспечению качества подготовки выпускников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный аграрный

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ ЮЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24.06.2013 520 г. Южа об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные

Принята Координационным Советом по модернизации системы образования Кировского района Санкт-Петербурга Протокол от 2016 года Cогласовано Заместитель Главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический Политика, миссия, видение, стратегические цели и задачи в области качества РАССМОТРЕНО

Модернизация педагогического образования 3 этап Региональные системы непрерывного педагогического образования И.В.Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего

Модернизация педагогического образования 3 этап Региональные системы непрерывного педагогического образования И.В. Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего

Программа кандидата на должность ректора ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Калининой Аллы Эдуардовны Программа развития ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» на 2010 2015

РЕШЕНИЕ коллегии Департамента образования Вологодской области «Основные итоги развития системы образования Вологодской области в 2016 году и задачи на 2017 год» от 28 февраля 2017 года Изучив Публичный

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования»


Послание президента РФ Федеральному собранию 5 ноября 2008г. Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности. Совсем недавно, вместе с профессиональным сообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия - инициатива "Наша новая школа".


Программа исследования PISA оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. оценка успешности и эффективности проводимой политики в области общего образования.


Результаты исследования Сравнение результатов стран-участниц со средним баллом стран Результаты выше среднего балла стран (17 стран) Результаты не отличаются от среднего балла стран (4 страны) Результаты ниже среднего балла стран (19 стран) Гонконг, Финляндия, Республика Корея, Нидерланды, Лихтенштейн, Япония, Канада, Бельгия, Макао, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Чешская Республика, Исландия, Дания, Франция, Швеция. Австрия, Германия, Ирландия, Словацкая Республика. Норвегия, Люксембург, Польша, Венгрия, Испания, Латвия, США, Российская Федерация, Португалия, Италия, Греция, Сербия, Турция, Уругвай, Таиланд, Мексика, Индонезия, Тунис, Бразилия.


Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась. Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием. Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием.


Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть "ветхой" - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически. Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также - порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".


Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.


Выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на выездном заседании Госсовета России, 18 ноября 2008 г., г. Ижевск Мировой экономический кризис – своего рода тест на конкурентоспособность. Под национальной конкурентоспособностью мы понимаем такое состояние институциональной среды, такой уровень развития человеческого капитала и такую эффективность бизнеса, которые позволяют нашим товарам и услугам успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках. В период очень жесткой структурной перестройки экономики - теряя в темпах роста, мы обязаны выиграть в повышении эффективности. Бюджетные организации должны научиться работать в рамках жестких финансовых ограничений и постоянной экономии.


График модернизации образования: 2009 – 12 – – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны (сейчас он реализован в 31 регионе); 2009 – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение Федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования (все школы должны соответствовать современным требованиям, давать высокое качество); 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования; 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и занятие лидирующих позиций к концу второго десятилетия.


Институциональный минимум до 2010 года, на котором можно строить новую школу 1) Введение нормативного подушевого финансирования, реализация принципа «деньги следуют за учеником»; 2) Введение системы оплаты труда, основанной на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, разделении фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части и на активном участии школьного совета в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. 3) Система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается, наряду с другими формами аттестации, системным элементом оценки образования. 4) Сбалансированная сеть образовательных учреждений: тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе, здания, в которых детям находиться опасно. Школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты. 5) Гражданские институты на школьном, муниципальном и региональном уровнях должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой. 6) Управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности – справка или проведение проверки – происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур.


НСОТ – повышение заработной платы педагога ФОТ – фонд оплаты труда состоит из трех частей 1. Базовый оклад из базового фонда ФОТ; 2. Выплаты компенсационного характера из фонда компенсационных выплат; 3. Выплаты стимулирующего характера из фонда стимулирования;


Виды деятельности учителя и их оплата существующее положение 12 Урочная работа, замены уроков Классное руководство Экзамены, экзаменационные консультации Проверка письменных работ Работа по учебным кабинетам Дежурства Работа с родителями (инд. встречи, беседы, посещение детей и родителей на дому, родительские собрания) Посещение уроков других учителей Подготовка к урокам Самообразование и повышение квалификации. Педагогические советы Семинары, совещания, планерки Методическая работа Экскурсии, выходы в театры и др. внешкольная работа с детьми Внеурочная работа по предмету (олимпиады, научно- исследовательская работа с уч-ся и т.д.) Индивидуальные и групповые занятия с детьми, консультации, собеседования Занятия по ликвидации пробелов в знаниях Занятия с детьми с повышенной мотивацией, с одаренными детьми оплачивается небольшая надбавка не оплачивается за редким исключением не оплачивается


Базовый оклад и все применяющиеся повышающие коэффициенты выплачиваются за: -Урочную работу по учебному плану; -Внеурочную работу с учащимися: -индивидуальная работа с учащимися; -руководство кружком по предмету; -организация внеклассных мероприятий по плану школы; -экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися; -сопровождение олимпиад, конкурсов, фестивалей; -классное руководство -Работу по подготовке и обеспечению учебного процесса -подготовка к урокам; -проверка письменных работ; -заведование учебным кабинетом; -повышение квалификации


Организационно-педагогическую деятельность: -педагогические советы, методические совещания, семинары; -методическая работа, самообразование, посещение уроков; -работа с родителями; -родительские собрания; -оформление личных дел учащихся, выдача аттестатов, выпускные вечера; -составление отчетов для вышестоящего администратора; -дежурства


Наименование деятельностиТрудоемкость работ за год, час 1. Урочная работа по учебному плану Внеурочная работа с учащимися: 151 -индивидуальная работа с учащимися; -руководство кружком по предмету; -организация внеклассных мероприятий по плану школы; -экскурсионная и иная внешкольная работа с учащимися; -сопровождение олимпиад, конкурсов, фестивалей; классное руководство 60,4 11,3 45,3 3. Работа по подготовке и обеспечению учебного процесса: 315 -подготовка к урокам; -проверка письменных работ -заведование учебным кабинетом -повышение квалификации; 143,2 114,3 4. Организационно-педагогическая деятельность: 164 -педагогические советы, методические совещания, семинары; -методическая работа, самообразование, посещение уроков; -работа с родителями; -родительские собрания; -оформление личных дел учащихся, выдача аттестатов, выпускные вечера; -составление отчетов для вышестоящего администратора; -дежурства 29,8 14,9 44,7 ИТОГО Т год= 1260


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ высокий профессионализм и качество выполняемой работы; качественное выполнение порученной работы, связанной с обеспечением учебного процесса или уставной деятельностью учреждения; внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий и инновационных и (или) авторских программ в образовании; внедрение и использование новых технических средств обучения в учебном процессе, использование здоровьесберегающих технологий; ведение работы в условиях проведения объявленного эксперимента в рамках выполнения федеральных, региональных и иных утвержденных программ; достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, за стабильность и рост качества обучения; подготовка призеров олимпиад, конкурсов; участие в методической работе (конференциях, семинарах, методических и учебно-методических объединениях); организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения; высокий уровень исполнительской дисциплины; достижение высоких результатов в воспитательной работе.


До 2015 года обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников образования и построение новой модели сетевого повышения квалификации Создание системы аттестации работников образования и переход от добровольной к обязательной аттестации. Аттестация может быть в двух вариантах: «+» или «–», то есть результатом аттестации может быть право учителя быть учителем в школе. Или с присвоением категории: высшая, средняя, низшая. Эту норму необходимо закрепить в Федеральном стандарте и в течение 5 лет провести эту процедуру.


Аттестация педагогических работников направлена на решение следующих задач: подтверждение соответствия работников занимаемой ими должности; повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта; стимулирование их внутриорганизационного личностного карьерного (статусного) профессионального роста.


По итогам аттестации могут быть установлены следующие квалификационные категории: Базовая квалификационная категория присваивается педагогическим и руководящим работникам, подтвердившим соответствие занимаемой должности. Соответствие занимаемой должности педагогического или руководящего работника определяется посредством оценки уровня профессиональной подготовленности (теоретической, предметной, психолого-педагогической, методической и т.п.) с учетом современных достижений в области профессиональной деятельности. Аттестация на подтверждение права занятия соответствующей должности для педагогических и руководящих работников является обязательной и проводится не реже 1 раза в пять лет.


Первая квалификационная категория присваивается педагогическим работникам, обеспечивающим высокое качество образования детей, владеющим и эффективно применяющим в практической профессиональной деятельности инновационные образовательные методики и технологии, включенным в методическую работу. Высшая квалификационная категория присваивается педагогам, обеспечивающим высокое качество образования, владеющим инновационными образовательными методиками и технологиями, и активно их распространяющими в профессиональном сообществе, занимающимся инновационной деятельностью.


Аттестация на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников является добровольной. При этом сохраняется обязательность получения педагогическими работниками базовой категории вне зависимости от факта и сроков получения первой или высшей квалификационной категории. Срок действия первой и высшей квалификационных категорий – 5 лет.


По результатам педагогической деятельности в межаттестационный период педагогическому работнику могут присваиваться статусные звания. Статусные звания (учитель-наставник, учитель- исследователь, учитель-методист, старший учитель, куратор, учитель-консультант, учитель- воспитатель и т.п.) отражают успешность и качество выполнения конкретных видов работ, включая педагогический портфолио, и определяются образовательным учреждением самостоятельно. Статусное звание присваивается на основании анализа произведённых стимулирующих выплат за три предшествующих года.


Условия достижения цели аттестации педагогических работников Основанием аттестации должна быть, прежде всего, реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования. Результаты аттестации должны существенным образом сказываться на определении базовой части оплаты труда учителя (то есть «разрыв» в заработной плате между отдельными категориями должен быть значительным). Это означает, что «предметом» аттестации должна быть способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий». Чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной, в частности, за счет возможности участия общественности и независимых экспертов.


Высокое качество образования определяется как Высокая динамика достижений детей в области предметных знаний и общеучебных и социальных компетентностей. Этот параметр является даже более важным, чем абсолютные показатели достижений, поскольку отражает именно результативность усилий педагога, а не влияние результатов исходного уровня подготовленности детей или конкретной социальной ситуации развития. Уровень достижений детей выше или не ниже среднестатистических по региону. Этот критерий отражает способность педагога обеспечить не ниже чем средний уровень достижений детей, не ниже чем среднестатический по региону.


Под достижениями понимаются Предметные знания, общеучебные и социальные компетентности Оценка общеучебных компетентностей предполагает проведение мониторинговых исследований разного уровня (регионального, муниципального, в отдельных образовательных учреждениях). Под общеучебными компетентностями понимается набор умений, позволяющих человеку решать задачи следующих типов: анализировать границы своего знания и обнаруживать проблему; искать обобщенные способы решения; ориентироваться в информационном пространстве, в том числе пользоваться электронными информационными ресурсами для решения задач разных типов; находить и анализировать информацию, важную в контексте поставленной задачи; адекватно оценивать свои возможности и уровень достижений и т.д. Оценка социальных компетентностей предполагает учет в форме портфолио разнообразных внеучебных достижений детей, в том числе участие в различных социальных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.


Математическая грамотность Способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; Формулировать эти проблемы на языке математики; Решать эти проблемы, используя математические факты и методы; Анализировать использованные методы решения; Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; Формулировать и записывать результаты решения.



Умения решать проблемы способности: умения учащихся решать междисциплинарные жизненные проблемы, требующие способности: ориентироваться в необычной обстановке, выявлять необходимую информацию, существующие препятствия, находить возможные альтернативы и пути решения, разрабатывать стратегии, решать сами задачи, представлять и аргументировать найденные решения.


Новые формы аттестации Новые формы аттестации должны моделировать существенные стороны профессиональной деятельности педагога. Наиболее интересными представляются две формы аттестации: сбор профессионального портфолио педагога и защита профессионального проекта. При этом портфолио должно быть обязательной частью аттестации, а защита профессионального проекта может вводиться для перехода к высшей категории и подтверждения высшей категории, а также для перехода к первой категории.


Характеристики качества образования, предоставляемого педагогом динамические показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.


Динамические показатели качества образования: позитивная динамика предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы (тревожности, познавательной активности и т.д.). Динамические показатели важны, т.к. они отражают результаты собственно профессиональной деятельности педагога по решению профессиональных проблем. Учет исключительно абсолютных достижений может привести к поощрению искусственного отбора детей и оценке не качества работы педагога, а уровня подготовленности детей. Динамика развития учащихся отслеживается по результатам мониторинга самого педагога, представляя при этом собой интегральный показатель условий и качества образования. Речь идет о защите педагогом собственного диагностического проекта: что включается в диагностический блок, какие решения принимаются по результатам диагностики, к каким сдвигам в развитии детей они приводят.


Абсолютные показатели предметных знаний, общеучебных компетентностей и мотивационно-эмоциональной сферы. К ним относятся высокие достижения детей: победы на олимпиадах, участие в проектах различного типа, результаты, не ниже средних или превышающие средние по данным региональных или муниципальных мониторинговых исследований качества образования. Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников. Высокие оценки родителями деятельности учителя представляют ценность, поскольку отражают соответствие результатов образования ожиданиям граждан. При этом представляется целесообразным ориентироваться на мнение родителей именно при присвоении высшей категории, в этом случае информативным будет попадание педагога в «десятку лучших педагогов школы» по данным школьного социологического опроса.


Показатели владения педагогом современными технологиями Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему, Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями, Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе, Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве Организует проектные и событийные формы работы Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей Применяет информационные технологии в образовательном процессе


Показатели включенности в методическую работу 1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода. При этом аттестация должна учитывать разнообразные, в том числе и нецентрализованные формы повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными школами, стажировки, инициированные попечительским советом школы, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т.д. 2. Разработка программ факультативов, курсов с углубленным изучением предмета и т.д. 3. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.


Показатели инновационной (проектной) деятельности Единицей инновационной деятельности является образовательный проект педагога. Образовательный проект предполагает осознание проблематики, обнаруженной в ходе работы, постановку профессиональной цели, предложение инновационного средства решения проблемы. Показателями наличия образовательного проекта, попадающими в портфолио, являются: 1. обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (проведение собственных мастер- классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах и др.); 2. наличие авторских текстов (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике, 3. отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.


К 2020 году эффективное обеспечение развития инновационной экономики и занятие лидирующих позиций в международной системе сравнительных оценок результатов образования Реализация новой модели «Российское образование 2020». Участие в международных исследованиях оценки качества образования.

Здесь можно ознакомиться с Концепцией развития образования РФ

Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этим же распоряжением В. В. Путин поручил Минэкономразвития подготовить прогноз по ее выполнению, а федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации — предложения по ее реализации. Образованию в концепции посвящено 1567 слов из 45099: «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, а развитие системы профессионального образования — расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей,ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Направления развития сферы образования до 2020 года (Зайцева Г.)

Дата размещения статьи: 28.02.2015

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция). Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе.

Как сказано в разд. I Концепции, новая федеральная целевая программа (далее - ФЦП) призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования, повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, первым из которых является внедрение новаций в профессиональном образовании, а вторым - развитие содержания и технологий общего и дополнительного образования. Достижению данных целей должно способствовать улучшение материально-технической базы учреждений (прежде всего речь здесь идет о звене профобразования) и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных результатов. Последняя, по замыслу законодателя, должна сформировать принципиально иное отношение обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.
Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 295). В свою очередь, рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования, реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы для решения стратегических задач.
В течение последующих пяти лет на реализацию ФЦП планируется потратить более 88 млрд руб. из федерального бюджета и более 80 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ. Эффективность данных бюджетных расходов должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектно-целевого подхода, предполагающего осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.
Какие проблемы предполагается решить посредством реализации новой ФЦП? Какие мероприятия будут для этого проводиться в отношении образовательных учреждений?

Проблемы, обозначенные в Концепции

Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 - 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:
1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста (разд. IV Концепции).
Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.

К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и других нормативных актов.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Инновации в профобразовании

Как обозначено в разд. IV Концепции, Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы - в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования - ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Как следует из разд. IX Концепции, для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.
В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса - технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% (Приложение 1 к Концепции).
Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, - повысить качество управления в них (разд. IX Концепции). Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП - 92%).

Модернизация общего и дополнительного образования

В рамках этого направления, включенного в Концепцию, предполагается реализовать комплекс мер по использованию разработанных ФГОС, включая их методическое обеспечение и повышение квалификации преподавательского состава учреждений. Практическое внедрение нового содержания и технологий общего и дополнительного образования заключается, в частности, в следующем.
Согласно разд. IX Концепции в последующие пять лет планируется отработать новые организационно-экономические модели в дошкольном образовании: перейти на применение в деятельности соответствующих учреждений ФГОС дошкольного образования, повысить квалификацию по новым образовательным программам 95% педагогов и руководителей детских садов. Помимо этого, в каждом регионе должны быть созданы условия для государственно-частного партнерства в данной сфере (согласно целевым показателям к 2020 г. такие мероприятия необходимо провести во всех регионах), а также реализованы программы поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми.
Общеобразовательным организациям придется сосредоточиться на качестве образования. Повысить его (путем реализации пилотных проектов) должны школы, демонстрирующие низкие результаты или функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Как следует из Приложения 1 к Концепции, доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы подобные проекты, к концу 2020 г. должна составить 60% (при сокращении финансирования ФЦП - 47%). Лучшая практика такой работы будет распространена на остальные субъекты РФ. Одновременно в регионах предстоит создать сеть школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы, - на базе этих учреждений будут отрабатываться новые технологии и содержание обучения и воспитания.
Наконец, регионам предстоит создать условия и реализовать на своем уровне концепцию развития дополнительного образования детей - для этого необходимо разработать соответствующие программы модернизации. К 2020 г. такие программы должны воплощаться в жизнь в 90% регионов (при уменьшении финансирования ФЦП - в 70% субъектов РФ).

К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.

В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).

Развитие системы оценки качества образования

Цели, поставленные в Концепции, и реализация запланированных в ней мероприятий потребуют усиления роли независимой оценки качества образования и образовательных результатов. В связи с этим планируется создать национально-региональную систему оценки на всех уровнях образования (как общего, так и профессионального), новые инструменты и оценочные процедуры (включая международные исследования качества).
В частности, согласно разд. IX Концепции в общем образовании (включая дошкольное) предполагается реализовать пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества и создать систему мониторинга, которая позволила бы оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в трех периодах обучения. При этом доля регионов, в которых созданы и функционируют системы оценки качества дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, к концу 2020 г. должна достигнуть 100% (Приложение 1 к Концепции). Также планируется модернизировать процедуры и механизмы ЕГЭ и ГИА, привлечь общественность к оценке качества общего образования и начать формировать пользовательские рейтинги.
Развивать систему оценки в среднем профессиональном и высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессионально-общественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольно-надзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников. Последняя мера позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам профобразования. Кстати, доля вузов, использующих в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, к 2020 г. должна составить 50% (при сокращении финансирования ФЦП - 30%).
Кроме того, ФЦП предусматривает создание сети центров мониторинга качества образования, распространенной на всю территорию страны и все уровни образования (разд. IV Концепции). Благодаря подобной системе центров, мониторингом будет охвачено и само качество образования, и результаты, достигнутые обучающимися на различных этапах образовательного и жизненного пути - как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования.

Улучшение материально-технической базы

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития. Как отмечается в разд. IV Концепции, проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб. (разд. IX Концепции). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования - 18,4 тыс.).
По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.

Финансирование мероприятий

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет - из федерального бюджета, 64 млрд руб. - из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 - 13 млрд руб. (при реализации второго сценария - в среднем 10 млрд руб. в год).
Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки - она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Заключение

Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.

Здесь можно ознакомиться с Концепцией развития образования РФ

Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этим же распоряжением В. В. Путин поручил Минэкономразвития подготовить прогноз по ее выполнению, а федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации — предложения по ее реализации. Образованию в концепции посвящено 1567 слов из 45099: «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, а развитие системы профессионального образования — расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей,ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!