Леош яначек. Леош Яначек (Leoš Janáček). Яначека в литературе

Он считается одним из самых важных чешских композиторов.

биография

Ранний период жизни

Школа в Hukvaldy, родильном доме Яначека

Леоша Яначека, сын детоводителя Йиржи (1815-1866) и Амалия (урожденная Grulichová) Janáčkova (1819-1884), родился в Hukvaldy , Моравии (тогда часть из Австрийской империи). Он был одаренным ребенком в семье ограниченных средств и показал ранний музыкальный талант в хоровом пении. Его отец хотел, чтобы ему следовать семейной традиции и стать учителем, но он отложил на очевидные музыкальные способности Яначека. В 1865 году молодой Яначека поступил в отделение основания аббатства Сент - Томас в Брно , где он принял участие в хоровом пении под Павел Кризкавски и иногда играл на органе . Один из его одноклассников, Франтишек Neumann , позже описал Яначека как «отлично пианист, который играл Бетховен симфонии отлично в фортепианном дуэте с одноклассником под наблюдением Křížkovský в». Křížkovský нашел его проблематичный и своенравный студент, но рекомендовал его вход в Пражской органной школу. Яначека позже вспомнил Křížkovský как великий дирижер и педагог.

Яначека изначально предназначен для изучения фортепиано и органа, но в конечном итоге посвятил себя композиции. Он написал свои первые вокальные композиции, в то время как хормейстер Ассоциации Svätopluk ремесленной (1873-76). В 1874 году он поступил в Пражской органной школы, под Франтишек Skuherský и Франтишек Блажек. Его студенческие дни в Праге были обеднены; без какого - либо фортепиано в его комнате, он должен был сделать с клавиатурой, нарисованной на его столе. Его критика выступления Skuherský в григорианской массе была опубликована в марте 1875 г. издании журнала Сесил и привела к его исключению из школы, но Skuherský смягчился, и 24 июля 1875 г. Яначек закончил с лучшими результатами в своем классе.

По возвращению в Брно он зарабатывал на жизнь в качестве учителя музыки, и провел различные любительские хоры . С 1876 г. он преподавал музыку в Институте Учителей Брно. Среди его учеников был Zdenka Schulzová, дочь Эмилии Шульца, директор института. Она была позже быть женой Яначека. В 1876 году он также стал фортепиано учеником Амалия Wickenhauserová-Неруды, с которыми он совместно организовали камерные концерты и выступал на концертах в течение следующих двух лет. В феврале 1876 года он был признан хормейстером Beseda brněnská филармонии. Помимо прерывания от 1879 до 1881, он оставался его хормейстером и дирижером до 1888 года.

С октября 1879 г. по февраль 1880 г., он изучал фортепиано, органа и композиции в Лейпцигской консерватории . В то время как там, он написал Thema мошенника variazioni для фортепиано си - бемоль, подзаголовок Вариации Zdenka в . Неудовлетворенный со своими учителями (среди них Оскар Павла и Лео Grill), и отказали в студенчество с Камиль Сен-Санс в Париже, Яначека перешел к Венской консерватории , где с апреля по июнь 1880 года он изучал композицию с Францем Krenn . Он скрывал свою оппозицию неоромантизма Кренн, но он оставил Иосиф Dachs классов «s и далее пиано исследование, когда он был подвергнут критике за его фортепианный стиль и технику. Он представил скрипичная соната (ныне утрачена) на конкурс Венской консерватории, но судьи отвергли его как «слишком академический». Яначека покинул консерваторию в июне 1880 г., разочаровавшись, несмотря на очень лестно личного доклада Франца Кренн в. Он вернулся в Брно , где на 13 июля 1881 года, он женился на своей молодой ученик Zdenka Schulzová.

Бывший школьный орган в Брно. Яначек жил в маленьком домике в саду виллы. Его сад дом сегодня Леоша Яначека Мемориал.

В 1881 году Яначека основал и был назначен директором органной школы, и занимал этот пост до 1919 года, когда школа стала Брно консерватории . В середине 1880-х годов, Яначека начал сочинять более систематически. Среди других работ, он создал четыре мужского голоса хоров (1886 г.), посвященный Антонин Дворжак, и его первой оперы, Шарка (1887-88). В этот период он начал собирать и изучать народную музыку, песни и танцы. В первые месяцы 1887 года, он резко критиковал комическую оперу Женихи , чешским композитором Карел Коваровик , в Hudební Listy обзоре журнала?:? «Какая мелодия застряла в вашем уме Какой мотив этой драматической оперы Нет, я хотел бы написать на плакате: «Комедия выступала вместе с музыкой», так как музыка и либретто не связаны друг с другом». Обзор Яначека по- видимому, привело к взаимной неприязни и более поздних профессиональных трудностей при Kovařovic, как директор Национального театра в Праге , отказался ставить Яначека оперу Jenufa .

С начала 1890 - х годов, Яначека привел в основное русло фольклориста деятельности в Моравии и Силезии , используя репертуар народных песен и танцев в оркестровых и фортепианных механизмов. Большинство его достижений в этой области были опубликованы в 1899-1901 годах, хотя его интерес к фольклору будет на протяжении всей жизни. Его композиционная работа была по- прежнему зависит от декларативного, драматического стиля Сметаны и Дворжака . Он выразил очень негативное мнение о немецком неоклассицизме и особенно на Вагнере в Listy Hudební журнале, который он основал в 1884. Смерть его второго ребенок, владимир, в 1890 году последовал попытки оперы, начиная от романского (1891) и кантата Amarus (1897).

Более поздние года и шедевры

В первом десятилетии 20 - го века, Яначека в составе хоровой церковной музыки, включая Otčenáš (Отче наш, 1901 г.), СОСТАВЛЯЮЩЕЙ (1903 г.) и Ave Maria (1904). В 1901 году первая часть его фортепианного цикла На Заросший Путь был опубликован и постепенно стал одним из его наиболее часто выполняемых работ. В 1902 году Яначек дважды посетил Россию. В первый раз он взял свою дочь Ольгу в Санкт - Петербурге , где она осталась изучать русский язык. Только три месяца спустя, он вернулся в Санкт - Петербург с его женой, потому что Ольга стала очень плохо. Они забрали ее в Брно , но ее здоровье ухудшилось.

Яначека выразил болезненные чувства к своей дочери в новой работе, его опера Енуф , в котором страдание его дочерей уже преобразилось в Енуфе лет. Когда Ольга умерла в феврале 1903 года, Яначека, посвященный Jenufa ее памяти. Опера была исполнена в Брно в 1904 году, с разумным успехом, но Janáček чувствовал, что это было не более, чем провинциальное достижение. Он стремился к признанию в более влиятельной Пражской опере, но Енуф отказал там (двенадцать лет прошли до его первого выступления в Праге). Удрученный и эмоционально истощен, Яначека пошел в Лугачовице спа восстановить. Там он встретил Камил Urválková, чья история любви поставляла тему для своей следующей оперы, Osud (Destiny ).

В 1905 году Яначека присутствовал на демонстрации в поддержку чешского университета в Брно, где насильственная смерть Франтишек Павлик, молодой столяр, в руках полиции вдохновила его фортепианная соната, 1. X. 1905 (с улицы ). Инцидент привел его к дальнейшему развитию антинемецкого и анти-австрийской этоса российского Круга , которую он соучредитель в 1897 году и который будет официально запрещен австрийской полицией в 1915 году В 1906 годе он подошел к чешскому поэту Безруче , с которым он позже сотрудничал, составляя несколько хоровых произведений, основанных на поэзии Bezruč в. К ним относятся Кантор Halfar (1906), Maryčka Magdónova (1908), и Sedmdesát страдающий туберкулезом (1909).

Жизнь Яначека в первое десятилетие в течение 20 - го века была осложнена личными и профессиональными трудностями. Он по- прежнему жаждал художественное признание от Праги. Он разрушил некоторые из его работ, другие остались незавершенными. Тем не менее, он продолжал сочинять, и будет создавать несколько замечательных хоровые, камерные, оркестровые и оперные произведения, наиболее заметными являются 1914 кантаты, Věčné Evangelium (Вечное Евангелие ), Pohádka (Сказка ) для виолончели и фортепиано (1910), то 1912 фортепианный цикл V mlhách (В Mists ) и его первая симфоническая поэма Šumařovo dítě (ребенок скрипача ). Его пятая опера, Vylet пана Broučka сделать Měšice , состоящий из 1908 по 1917 год, был охарактеризован как наиболее «чисто чешский в теме и лечения» всех опер Яначека.

В 1916 году он начал долгое профессиональные и личные отношения с театральным критиком, драматургом и переводчик Макс Брод . В том же году, Енуф , пересмотренный Kovařovic, был, наконец, принят Национальным театром. Его выступление в Праге в 1916 году был большой успех и принес ЯНАЧЕК свое первое признание. Он был 62. После пражской премьеры, он начал отношения с певицей Габриэлой Хорватовой, что привело к его жене попытке самоубийства Zdenka и их «неофициальному» развод. Через год (1917), он встретил Камила Стосслава , молодая замужняя женщина 38 лет моложе его, который должен был вдохновить его на оставшиеся годы своей жизни. Он провел навязчивый и (на его стороне, по крайней мере) страстную переписку с ней, почти 730 писем. С 1917 по 1919 год, глубоко вдохновлен Stösslová, он составил Дневник исчезнувшего . Когда он завершил свою окончательную версию, он начал свою очередную работу «Камила», оперы Катя Кабанова .

Камил Стосслав с сыном Отто в 1917 году

В 1920 году, Яначека в отставку с поста директора Брно консерватории , но продолжал преподавать до 1925 г. В 1921 г. он присутствовал на лекции индийского философа-поэта Рабиндраната Тагора и использовал стихотворение Тагора в качестве основы для хора Блуждающий Madman (1922). В то же время, он столкнулся с микротональными работами Алоиса Хаба . В начале 1920 - х годов, Яначека закончил свою оперу плутовка Vixen , который был вдохновлен сериализованном новеллы в газете Лидове новины .

В 70 - й год Яначека (1924), его биография была опубликована Макс Брод, и он дал интервью Олин Даунс для The New York Times . В 1925 году он ушел из преподавания, но продолжал сочинять и был награжден первым почетным доктором, который будет дан от Университета Масарика в Брно. Весна 1926 года он создал свою Симфониетту , монументальную оркестровую работу, которая быстро получила широкое признание критиков. В том же году он отправился в Англию по приглашению Розы Ньюмарча . Были проведены ряд его работ в Лондоне, в том числе его первый струнный квартет, секстет ветра молодежи , и его скрипичной сонаты. Вскоре после этого, и еще в 1926 году, он начал сочинять установку на старославянский текст. Результат был масштабный оркестровой глаголицы Масса . Яначека был атеистом, и критически организованной церкви, но религиозные темы часто появляются в его работе. [ Мертвой ссылке ] The глаголицы Mass был частично вдохновлен предложением клерикального друга и частично по желанию Яначека, чтобы отпраздновать годовщину независимости Чехословакии ,

В 1927 - год первых выступлений Симфониетты в Нью - Йорке, Берлине и Брно - он начал сочинять свою последнюю оперную работу, Из мертвого дома , третий акт, который был найден на его столе после его смерти. В январе 1928 года он начал свой второй струнный квартет, то Интимная Letters , его «Манифест о любви». Между тем, Sinfonietta была проведена в Лондоне, Вене и Дрездене. В последние годы, Яначека стал международной знаменитостью. Он стал членом Прусской академии искусств в Берлине в 1927 году, наряду с Шенберга и Хиндемита . Его опера и другие произведения были, наконец, выступали на сценах мира.

В августе 1928 года он принял экскурсию Штрамберской с Камилом Стосславом и ее сыном Отто, но простудился, которая переросла в пневмонию. Он умер 12 августа 1928 года в Остраве , в санатории доктора Л. Клейн. Он получил большой общественный похороны, который включал музыку из последнего эпизода его плутовка Vixen и был погребен в области почета на Центральном кладбище города Брно.

личность

Ольга Janáčkova

Яначека неустанно работал на протяжении всей своей жизни. Он возглавлял школу органа, был профессором в институте преподаватели и гимназии в Брно, собрал свои «речевые мелодии» и сочинял. С раннего возраста он представил себя как индивидуалист и его твердо сформулированные мнения часто приводит к конфликту. Он решительно раскритиковал своих учителей, которые считали его дерзкий и антиавторитарный студент. Его собственные студенты нашли его строгим и бескомпромиссным. Вилем Тааски , один из его учеников, описал свои встречи с Яначека, как несколько огорчает для кого - то неиспользованного к его личности, и отметил, что характерно стаккато речевые ритмы Яначковы были воспроизведены в некоторых из его оперных персонажей. В 1881 годе Яначки отдали свою ведущую роль с Brněnská Beseda , как ответ на критику, но быстрое снижение Beseda качества работы «s привело к его отзыву в 1882 году.

Его семейная жизнь, поселился и спокойствие в первые годы своего существования, становится все более напряженной и трудной после смерти его дочери, Ольги, в 1903. Годы усилия в неизвестности взяли свое, и почти закончил свои амбиции в качестве композитора: «Я был сбито», он писал позже,„Мои собственные студенты дали мне совет - как сочинять, как говорить через оркестр“. Успех в 1916 году - когда Карелы Коваровик наконец решили выполнить Jenufa в Праге - принес свои собственные проблемы. Яначека нехотя смирился с изменениями, навязанных его работы. Его успех привел его в музыкальной сцену Праги и внимание сопрано Габриэлы Horvátová, который вел его через Пражское общество. Яначека был очарован ею. По возвращению в Брно, он, кажется, не скрывал свою новую страсть от Zdenka, который ответил на попытку самоубийства. Яначека был разъярен Zdenka и попытался спровоцировать развод, но потерял интерес к Horvátová. Zdenka, желая избежать публичного скандала формального развода, убедил его согласиться на «неофициальный» развод. С тех пор, вплоть до смерти Яначека, они жили отдельной жизнью в том же доме.

В 1917 году он начал свою пожизненную, вдохновенную и безответную страсть к Камила Стосслава , кто не искал и не отверг его преданность. Яначека умолял первое имя членов в их переписке. В 1927 году она, наконец, согласился и подписал себе «TVA Камила» (Ваша Камила) в письме, что Zdenka найдено. Это открытие вызвало яростную ссору между Zdenka и Яначека, хотя их живые механизмы не изменились - Яначека, кажется, убедил ее остаться. В 1928 году, в год его смерти, Яначека признался в своем намерении обнародовать свои чувства к Stösslová. Макс Брод был отговорить его. Современники и сотрудники Яначков описали его как недоверчивый и сдержанным, но способный навязчивую страсть к тем, кого он любил. Его подавляющая страсть к Stösslová была искренна, но граничила на саморазрушение. Их письма остаются важным источником для художественных намерений и вдохновения Яначека. Его письмо к его многострадальной жене является, напротив, светским описательным. Zdenka , кажется, уничтожили все ее в Яначека. Всего лишь несколько открыток выживают.

Стиль

В 1874 году, Яначека подружился с Антонин Дворжак , и начал сочинять в относительно традиционном романтическом стиле. После того, как его оперы Шарка (1887-1888), его стиль впитывается элементы Моравской и словацкой народной музыки .

Его музыкальная ассимиляция ритм, контур основного тона и перегибов нормальной чешской речи (Моравский диалект) , помогла создать очень отличительные вокальные мелодии его оперы Енуфа (1904), чей успех 1916 в Праге был стать поворотным моментом в его карьере. В Енуфе , Яначек разработал и применил понятие «речевые мелодии» , чтобы построить уникальный музыкальный и драматический стиль совершенно независимый от «вагнеровского» драматического способа. Он изучил обстоятельства, при которых «речевые мелодии» изменились, психологию и темперамент ораторов и согласованности в рамках речи, все из которых помогли оказать резко правдивые роли его зрелых опер, и стал одним из наиболее значимых маркеров его стиля. Яначека взял эти стилистические принципы намного дальше в своем вокального письма, чем Модеста Мусоргского , и, таким образом, предполагает позднюю работу Белы Бартока . Стилистическая основа для его последующих работ происходит в период 1904-1918, но Яначека сочинил большую часть своей продукции - и наиболее известные его работы - в последнем десятилетии его жизни.

Большая часть работы Яначека проявляет большую оригинальность и индивидуальность. Он использует значительно расширенное представление тональности , использует нестандартные аккорд расстояния и структуры, и часто, модальность : «нет музыки без ключа . Атональность отменяет определенный ключ, и, таким образом, тональная модуляция .... Народная песня знает не атональностей.» Яначека особенности аккомпанемента фигуры и узоры, с (в соответствии с Джимом Самсоном) «Продолжающийся движение его музыки... так же достигается за счет нетрадиционных средств, часто дискурс Короче говоря,„незавершенные“ фразы , содержащие постоянные повторы коротких мотивов , которые собираются импульс с накоплением «. Яначека назвал эти мотивы «sčasovka» в своих теоретических работах. «Sčasovka» не имеет строгого английского эквивалента, но Джон Tyrrell , ведущий специалист по музыке Яначека, описывает его как «небольшой вспышкой времени, почти своего рода музыкальная капсула, которая Яначека часто используется в медленной музыки как крошечные быстрые мотивы с удивительно характерные ритмы, которые, как предполагается, поперчить музыкальный поток «. Использование Яначковы этих повторных мотивов демонстрирует удаленное сходство с минималистским композиторам (Sir Charles Маккеррас под названием Яначека «первый минималистский композитор»).

вдохновение

стиль Яначковы основывается на нескольких источниках.

фольклор

Яначека был глубоко под влиянием фольклора, и Моравской народной музыки , в частности, но не повсеместной, идеализированный вариант романтической фольклорного 19 - го века. Он реалистичный, описательный и аналитический подход к материалу. Моравские народные песни, по сравнению со своими коллегами Богемии, гораздо свободнее и нерегулярные в их метрическом и ритмическом строе, и более разнообразные в своих мелодических интервалах. В своем исследовании моравских режимов, Яначека обнаружил, что крестьянские музыканты не знали названия режимов и имели свои собственные способы ссылки на них. Он считал их модуляцию Моравский, как он это называл, общая характеристика народной музыки этого региона.

Яначека частично состоит оригинальные фортепиано аккомпанемент более 150 народных песен, уважительные их первоначальной функцию и контекста, а также частично используются народным вдохновение в своих собственных работах, особенно в его зрелых композициях. Его работа в этой области не было стилистически подражательной; вместо этого, он разработал новую и оригинальную музыкальную эстетику, основанную на глубокое изучении основ народной музыки. Благодаря своей систематической записи народных песен, как он слышал их, Яначека разработал исключительную чувствительность к мелодиям и ритмам речи, из которых он составил сборник отличительных сегментов он назвал «речевые мелодии». Он использовал эту «сущность» разговорного языка в его вокальных и инструментальных произведениях. Корни его стиля, отмеченного в lilts человеческой речи, появляются из мира народной музыки.

Россия

Глубокая и пожизненная привязанность Яначкова для России и русской культуры представляет собой еще один важный элемент его музыкального вдохновения. В 1888 году он принял участие в работу пражского Чайковского музыки «s, и встретил старший композитор. Яначека глубоко восхищались Чайковского, и особенно ценил его высокоразвитой музыкальной мысли в связи с использованием русских народных мотивов. Русское вдохновение Яначково особенно заметно в его последующей камере, симфонической и оперной продукции. Он внимательно следил за развитием событий в русской музыке с ранних лет, и в 1896 году, после его первого визита России, он основал российский Круг в Брно. Яначека чтения русских авторов на языке оригинала. Их литература предложила ему огромный и надежный источник вдохновения, хотя это не ослепить его к проблемам российского общества. Ему было двадцать два года, когда он написал свою первую композицию на основе русской темы: мелодрама, Смерть , установите лермонтовского стихотворения. В более поздних работах он часто использовал литературные модели с резко фасонными участками. В 1910 году Жуковская Сказка о царе Берендее вдохновила его написать сказку для виолончели и фортепиано . Он написал рапсодия Тарас Бульба (1918) на Гоголя новеллы, а пять лет спустя, в 1923 году закончил свой первый струнный квартет, вдохновленный Толстого Крейцеровой сонаты . Два из его более поздних опер были основаны на русские темы: Катя Кабанова , составленный в 1921 году, Александр Островский пьесы «s, The Storm : и его последняя работа, Из мертвого дома , который преобразованного Достоевского видение мира в захватывающий коллектив драма.

Другие композиторы

Яначека всегда глубоко восхищались Антонин Дворжак, которому он посвятил несколько своих работ. Он переставить часть Дворжак моравских дуэтов для смешанного хора с оригинальным сопровождением фортепиано. В первые годы 20 - го века, Яначека становится все более заинтересованы в музыке других европейских композиторов. Его опера Судьба была ответом на еще один важный и известной работы в современной Чехии - Луизе , французского композитора Густава Шарпантье . Влияние Джакомо Пуччини проявляется особенно в более поздних работах Яначека, например, в своей опере Катя Кабанова . Несмотря на то, что он внимательно наблюдал события в европейской музыке, его оперы оставались прочно связаны с чешскими и славянскими темами.

наследие

Яначек принадлежит к волне композиторов двадцатого века, стремившихся больший реализм и большую связь с повседневной жизнью, в сочетании с более всеобъемлющим использованием музыкальных ресурсов. Его опера, в частности, демонстрирует использование «речь» -derived мелодических линий, народные и традиционных материалы, а также сложного модального музыкального аргумент . Работы Яначека по - прежнему регулярно выступал по всему миру, и, как правило, считается популярным среди зрителей. Он также вдохновит позже композитор у себя на родине, а также музыкальные теоретик, среди них Ярослав Волек , чтобы поместить развитие модального наряду гармонии важности в музыке.

Сопоставимая камера работа для еще более необычного набора инструментов, то Каприччио для фортепиано левой руки, флейта, две трубы, три тромбона и тенор тубу, была написано для пианиста Отакара Hollmann , который потерял использование его правой руки во время Первой мировой войны. После его премьеры в Праге 2 марта 1928 года Каприччио получил значительное признание в музыкальном мире.

Другие хорошо известные пьесы Яначека включают Симфониетта , в глаголицы Масса (текст, написанный в старославянском), и рапсодия Тарас Бульба . Эти части и вышеупомянутые пять поздних опер были написаны в последнее десятилетие жизни Яначека.

Яначека создал школу композиции в Брно. Среди его выдающихся учеников были Ян Кунц , Вацлав Капрал , Вилем Петржелка , Ярослав Квапил , Освалд Члубна , Бретислав Бакала и Павла Хааса . Большинство его студентов ни подражали, ни разработал стиль Яначека, который не оставил ему никаких прямых стилистических потомков. По словам Милана Кундеры, Яначека разработал личный, современный стиль в относительной изоляции от современных движений модерниста, но был в тесном контакте с событиями в современной европейской музыки. Его путь к инновационному «модернизму» в последние года своей жизни был долгим и одиноким, и он достиг истинной индивидуализации как композитор вокруг его 50 - я года.

Французский дирижер и композитор Пьер Булез , который истолковал оперы Яначека и оркестровых произведений, назвал свою музыку на удивление современно и свежо: «Его повторяющийся пульс изменяется через изменения в ритм, тон и направление.» Он описал свою оперу Из мертвого дома , как «примитивная, в лучшем смысле этого слова, но и очень сильным, как картины Леже, где рудиментарный характер позволяет очень энергичный вид выражения».

Жизнь Яначковы была отмечена в нескольких фильмах. В 1974 году Ева Мари Каньковой сделал короткий документальный Fotograf Muzika (фотограф и музыка) о чешского фотографа Судек и его отношение к работе Яначека. В 1983 году братья Куэй произвели остановка движения анимационный фильм, Леоша Яначека: Интимные экскурсии , о жизни и творчестве Яначека, а в 1986 году директор чешской Яромил Жирес сделал Лев сек Bilou hřívou (Лев с Белой Гривы), который показал любовное вдохновение за работами Яначека. В поисках Яначека это чешский документальный режиссер в 2004 году Петр Канка сделал, чтобы отпраздновать 150 - летие со дня рождения Яначека. Анимационный мультипликационную версию The плутовка Vixen было сделано в 2003 году BBC , с музыкой в исполнении Deutsches симфоническим оркестром Берлина и проведенного Кент Нагано . Перегруппировка открытия Симфониетты была использована прогрессивным рок - группа Emerson, Lake & Palmer на песню «острие ножа» на их 1970 дебютном альбоме .

опер

Леоша Яначека считается одним из первых оперных композиторов, которые использовали прозу для его либретто, не стих. Он даже написал свою собственную либретто к его последних трех опер. Его либретто были переведены на немецкий язык Макса Брода .

оркестровый

Ранние оркестровые произведения под влиянием романтического стиля, и особенно оркестровых произведений Дворжака. В более поздних работах, созданных после 1900 года, Яначека нашел свое собственное, оригинальное выражение.

Вокально-хоровое

Хоровые произведения Яначека, известные особенно в Чешской Республике, считаются чрезвычайно требовательна. Он написал несколько хоров словам чешского поэта Безруч .

Камерная и инструментальная

Его струнные квартеты лежат в основе 20-го века классического репертуара. Большая часть его другой заметной камерной музыки написано для нетрадиционных ансамблей.

пиано

Яначека состоит его главная пианино работает в относительно короткий период двенадцати лет, с 1901 по 1912 г. Его ранние Thema мошенника variazioni (подзаголовок вариации Zdenka в ) является работа студента состоит в стилях известных композиторов.

Избранные труды

  • O dokonalé představě dvojzvuku (на идеальный образ диады Аккорд) (1885-1886)
  • Бедржих Сметана о formách hudebních (Бедржих Сметана: На музыкальных форм) (1886)
  • O představě tóniny (на идее Key) (1886-1887)
  • О vědeckosti наук о harmonii (О сциентизме Гармонии теорий) (1887)
  • О trojzvuku (На триады) (1887-1888)
  • Slovíčko о kontrapunktu (Слово о контрапункт) (1888)
  • Ново гордиться v Hudební теории и (Новый поток в теории музыки) (1894)
  • O skladbě souzvukův jejich spojův (О строительстве хорд и их прогрессий) (1896)
  • Moderni harmonická HUDBA (Modern Harmonic Music) (1907)
  • Můj názor о sčasování (rytmu) (Мое мнение о "sčasování" (Rhythm)) (1907)
  • Z praktické Casti о sčasování (rytmu) (На "sčasování" Из практики) (1908)
  • Ваха reálních motivů (Тяжесть Real Мотивы) (1910)
  • O průběhu duševní práce skladatelské (О ходе психического композиционной работы) (1916)
  • Úplná наука о harmonii (Гармония теории) (1920)

Средства массовой информации

Яначека в литературе

Яначека является центральным персонажем Дэвид Herter «s First Republic трилогии, включающий романы на Заросший Путь , светящаяся Глубина и Тот, Кто Исчез .

источники

  • Černušák, Gracian (ред.); Štědroň, Bohumír; Nováček, Zdenko (под ред.) (1963). Československý Hudební Slovnik I. (A-L) (на чешском языке). Прага: Státní Hudební vydavatelství. ссылка)
  • Чишолй, Эрик (1971). Operas Леоша Яначека . ISBN .
  • Drlíková, Ева (2004). Леоша Яначека, Život Dilo v Datech obrazech / хронология его жизни и работы . Брно: Opus Musicum. ISBN . (на чешском языке) (на английском языке)
  • FeNoMeN Яначека včera днесь. СБОРНИК г mezinárodní hudebněvědné с конференц - (на чешском языке). Брно: Брно консерватория. 2006. ISBN .
  • Firkušný, Леош (2005). Janáčkův život (на чешском языке). Прага.
  • Холландер, Ганс (1963). Яначека . Лондон. п. 119.
  • Яначека, Леош; редактор Леош Faltus; Eva Drlíková; Svatava Přibáňová; Иржи Zahrádka (2007). Teoretické Dilo серии I / Том 2-1 ISBN . CS1 садоводы: Дополнительный текст: список авторов (ссылка)
  • Яначека, Леош; редактор Eva Drlíková; Феодора Strakova (2003). Литерарни Dilo серии I / Volume 1-1 (в Чехии). Брно: Editio Яначека. ISBN . CS1 садоводы: Дополнительный текст: список авторов (ссылка) (Заметки на основе резюме на английском языке)
  • Яначека, Леош; Zahrádka, Йиржи (предисловия); Peters-Графов, Сара (перев.) (2006). По zarostlém chodníčku (На Заросший Пути). Urtext . Прага: Editio Bärenreiter . Б. А. 9502. ИСМН М-2601-0365-8
  • Кундера, Милан (1996). Заветы Преданные . Лондон: Faber и Faber. ISBN .
  • Кундера, Милан (2004). Můj Яначека (на чешском языке). Брно: Атлантида. ISBN .
  • Орт, Йиржи (2005). Pozdní divoch. Láska в Život Леоша Janáčka против operách dopisech (в Чехии). Прага: Млада фронта. ISBN .
  • (ред.) Přibáňová, Svatava (2007). Thema кон variazioni. Леоша Яначека, korespondence s manželkou Zdeňkou dcerou Olgou (на чешском языке). Прага: Editio Bärenreiter.

Дата рождения: 3 июля 1854
Место рождения: Гуквальды
Страна: Чехия
Дата смерти: 12 августа 1928

Леош Яначек (3 июля 1854 г. - 12 августа 1928 г.) - чешский композитор, музыкальный теоретик, фольклорист, публицист и педагог. Был приверженцем народной чешской и всей славянской музыки и на её основе создал свой оригинальный современный музыкальный стиль.

До 1895 г. главным образом уделял внимание исследованию фольклора. В первых ранних его произведениях чувствуется влияние современников, таких как Антонин Дворжак. Его поздние, зрелые работы включают результаты предыдущих исследований национальной народной музыки в синтезе с современным стилем. Очень показательным примером стала опера "Её падчерица" ("Енуфа"), премьера которой состоялась в 1904 г. в г.Брно. Успех "Енуфы" (её часто называют "Моравской национальной оперой") в Праге в 1916 г. открыл Яначку доступ к большим сценам мировой оперы. Поздние работы Яначека являются самыми знаменитыми его работами. Они включают в себя симфоническую поэму "Симфониетта", вокальную "Глаголическую мессу", рапсодию "Тарас Бульба", струнные квартеты и другие камерные произведения и несколько опер. Наряду с Антонином Дворжаком и Бедржихом Сметана, он является одним из самых известных чешских композиторов.

Леош Яначек родился 3 июля 1854 г. в селе Гуквальды, Моравия (в то время часть Австро-Венгерской империи) в небогатой семье школьного учителя. Его дед и отец были потомственными музыкантами и учителями. Леош был пятым из девяти детей. Он был талантливым музыкальным ребенком в семье с ограниченными средствами, его отец хотел, чтобы он последовал семейной традиции и стал учителем, но очевидные музыкальные способности Яначека привели к тому, что он в возрасте 11 лет был отправлен в аббатскую хоровую школу в Брно. Учителем Яначека был Павел Кржижковский, о котором впоследствии Яначек отзывался как о великом композиторе. Кржижковский считал Яначека своенравным и проблематичным студентом, но немного спустя всё же рекомендовал его в органную школу в Праге.

В 1873 г. в Брно Леош Яначек стал хормейстером хора мужского монастыря и хормейстером хора ремесленников "Святопулк", в это же время он написал свои первые произведения. В 1874 г. он поступил в Пражскую органную школу, за неимением средств и благодаря своему таланту он закончил её за один год вместо положенных двух. Во время обучения был инцидент с его учителем Франтишеком Скухерским, когда Яначек раскритиковал своего учителя и был отчислен из школы, но потом восстановлен и окончил её с отличием. После обучения он возвращается в Брно, становится преподавателем музыки и продолжает руководить несколькими хорами, объединенными в хоровое общество. Яначек основал органную школу в Брно и стал её руководителем.

С октября 1879 г. по февраль 1880 г. он изучал фортепиано, орган и композицию в Лейпцигской консерватории. Не найдя взаимопонимания со своими учителями, он в 1880 г. перешел в Венскую консерваторию, которую тоже в скором времени покинул. В целом Яначеку не повезло с учителями, не было профессионального наставника, который мог бы дать ему хорошую подготовку, так что всё, чего он добился, он добился самостоятельно. Он вернулся в Брно, где 13 июля 1881 г. женился на своей молодой ученице Зденка Шульцовой, но их брак был несчастлив, сопровождался смертью детей, и они много времени провели раздельно.

Яначек был назначен директором органной школы и занимал этот пост до 1919 г., когда школа стала консерваторией. С середины 1880-х гг. Яначек начал сочинять на систематической основе, он создал несколько вокальных, камерных, симфонических произведений и свою первую оперу "Шарка"(1887 - 1888 гг.). В этот же период он начал собирать и изучать народную музыку, песни, танцы. В начале 1887 г. он резко раскритиковал оперу композитора Карела Коваровича и неприязинь стала взаимной, из-за чего впоследствии, когда Коварович стал директором Национального театра в Праге, он отказал Яначеку в постановке оперы "Енуфа" ("Её падчерица"). В 1890 г. в семье Яначека случилась трагедия - умер их второй сын, Владимир.

С начала 1890-х гг. Яначек начал обрабатывать и использовать собранные фольклорные материалы в своих оркестровых и фортепианных произведениях, большинство которых было опубликовано в 1899-1901 гг., хотя его интерес к фольклору останется на протяжении всей жизни.

В первом десятилетии 20-го века Яначек написал несколько произведений духовной музыки, в том числе "Отче наш" (1901 г.) и "Ave Maria" (1904 г.), навеянных воспоминаниями о монастырской юности. В 1901 г. была опубликована первая часть его фортепианного цикла "По заросшей тропе", который постепенно стал одним из самых часто исполняемых произведений. В 1902 г. Яначек дважды посетил Россию, Санкт-Петербург. Первый раз он взял с собой дочь Ольгу, она осталась жить и учиться в Санкт-Петербурге. Три месяца спустя он с женой вернулся Петербург за дочерью, которая очень сильно заболела. Они забрали её обратно в Брно, но её здоровье ухудшилось. Свои чувства к дочери и её страдания Яначек выразил в новой работе - опере "Енуфа", когда Ольга скончалась на следующий год, он посвятил ей эту оперу и элегию "На смерть дочери Ольги".

Премьера оперы в Брно в 1904 г. была успешной, но Яначек чувствовал, что это не более чем провинциальное достижение. Он стремился к признанию в более влиятельной пражской опере, но до первой постановки в Праге прошло 12 лет. Удрученный и эмоционально исчерпанный Яначек отправился в курортный город Лугачовице для восстановления. Там он встретил Камилу Урвалкову, её история любви стала темой его следующей оперы "Судьба"(1904 г.).

В 1900-х гг. Яначек начал активно учавствовать в антинемецкой и антиавстрийской борьбе за независимость Чехии. Он был одним из основателей и активных членов революционного "Русского круга", который позже был запрещен властями. В 1906 г. он сблизился с поэтом Петром Безруч и на его стихи написал несколько хоровых произведений. К их числу относятся драмы "Кантор Халфар" (1906 г.), "Маричка Магдонова" (1908 г.) и "Семьдесят тысяч" (1909 г.).

Его жизнь в это время была осложнена многими личными и профессиональными трудностями, он уничтожил некоторые свои работы и часть оставил незавершенными, по-прежнему мечтал о художественном признании в Праге. Тем не менее, он продолжал сочинять, а также создал несколько замечательных хоровых, камерных, оркестровых и оперных произведений, наиболее заметные из которых - кантата "Вечное Евангелие (1914 г.), "Сказка для виолончели и фортепиано" (1910 г.), фортепианный цикл "В тумане" (1912 г.) и его первая симфоническая поэма "Sumarovo dite" (1912 г.). Его пятая опера "Путешествия пана Броучека" (1908-1917 гг.) характеризуется как "исключительно чешская опера по сюжету и героям".

В 1916 г. опера "Её падчерица" была поставлена в Национальном театре в Праге. Представление имело большой успех и принесло Яначеку признание. Ему было 62 года. После премьеры у него завязались личные отношения с певицей этого театра, что привело к попытке самоубийства его жены и неофициальному разводу. Год спустя в 1917 г. он встретился с Камилой Стоссловой (Kamila St?sslov?) , молодой замужней женщиной на 38 лет моложе его, которая стала его музой и вдохновением на оставшиеся годы жизни. Отношения были односторонние, он проявлял навязчивость и писал ей очень много страстных писем (около 730), она всегда оставалась эмоционально прохладной. Несмотря на двойственность их чувств, она вдохновила Яначека на создание главных героев в трех его лучших операх : Катя в "Кате Кабановой" , лисица в "Приключения лисички-плутовки" и Эмилии Марти в "Средство Макропулоса".
Другие работы того периода включают вокальные циклы "Дневник исчезнувшего", крупномасштабную оркестровую "Глаголическую мессу", а также монументальное оркестровое произведение "Симфониетта" и "Струнный квартет № 2" (с подзаголовком - интимные письма).

В 1920 г. Яначек ушел в отставку с поста директора консерватории в Брно, но продолжал преподавать до 1925 г., после окончания педагогической деятельности он продолжал сочинять музыку. 20-е годы самые плодотворные годы в творчестве Яначека, он выпускает свои лучшие произведения, становится мировой знаменитостью и ставится на всех мировых сценах: Вена, Берлин Дрезден, Лондон, Нью-Йорк. В августе 1928 г. на экскурсии в городе Штрамберк он простудился и болезнь перешла в воспаление лёгких. Леош Яначек умер 12 августа 1928 г. в г. Острава и похоронен на центральном кладбище города Брно.

Леош Яначека вырос в середине романтической эпохи, но лучшие его произведения была написаны в 1920-х гг., когда музыкальные стили уже изменились. Тем не менее он никогда не писал в стиле модернизм, как Стравинский или Шоенберг, его музыка оставалась музыкой Романтизма , в сочетании с моравскими народными традициями и иногда с идеями французских импрессионистов, таких как Дебюсси. Вокальная его музыка для хора часто находит продолжение в операх, которые он начинал писать в стиле Б.Сметана, но внёс много изменений, сокращал дуэты и ансамбли, использовал народные песни в своих мелодиях. Леош Яначек важен не только как композитор, но и как исследователь народной музыки, теоретик, педагог.

Чешский композитор, дирижер, педагог Леош Яначек родился в 1854 году. Музыкальное образование получил в консерваториях Праги, Вены, Лейпцига. Его стиль оформился под влиянием народного фольклора и чешских классических традиций. Значительное воздействие оказало на него и русское искусство: несколько раз приезжал в Россию и даже изучил русский язык. Композитор прекрасно знал русскую литературу. Он написал симфоническую рапсодию «Тарас Бульба» (по Н. Гоголю), оперы «Катя Кабанова» (по «Грозе» А. Островского) и «Из мертвого дома» (по Ф. Достоевскому), а также трио и квартет, в которых отразились впечатления от «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого. В конце 1890-х годов по инициативе Яначека в Брно был основан «Русский кружок», ставший центром изучения классической литературы и искусства России.

Свою творческую деятельность Яначек начал на родине, в Брно (Моравия). Композитор внимательно изучал моравский фольклор, он выпустил сборник, в который вошли обработки народных мелодий. Кроме того, музыкант являлся организатором «Моравских народных праздников» (1895), помогавших распространять лучшие произведения народного песенного творчества. В этот же период Яначек преподавал музыку в учительском институте.

Известность в Чехии пришла к композитору в 1904 году, а в 1916 году, после успешной премьеры оперы Яначека «Ее падчерица» в Пражском театре, о музыканте узнали в других странах.

Необыкновенно активный и деятельный, Яначек принимал участие в международных фестивалях, музыкальных праздниках. Он был талантливым педагогом и после окончания Второй мировой войны занимался преподавательской деятельностью в Брно, а позднее – в Праге. Композитор являлся членом многих зарубежных академий и общественных организаций.

Яначек работал в самых разных жанрах, он создавал оперы, симфонические и камерные произведения, хоры, обработки народной музыки. Кроме того, композитор написал целый ряд теоретических трудов.

Первый успех Яначеку принесли «Лашские танцы» для симфонического оркестра (1889 – 1890), отразившие воспоминания детства и юности музыканта. Характерные черты этого произведения – тонкий юмор, очаровательные лирические эпизоды, в которых звучат интонации моравских песенных мелодий. Хотя «Лашские танцы» написаны в романтическом стиле, они свидетельствуют о яркой индивидуальности композитора, самостоятельности его мышления. Весь цикл, представляющий собой картинки народной жизни, состоит из шести частей: два «Стародавних» танца (комический и лирический), «Праздничный», «Дымак» и «Пилки» (оба представляют собой веселые жанровые танцевальные сценки), живой и энергичный «Челаденский» танец.

В 1918 году Яначек завершил работу над симфонической рапсодией «Тарас Бульба». О замысле этого произведения, задуманного еще в 1905 году, композитор писал: «Из-за слов „Не найдутся на свете такие огни, такие муки, которые сломили бы силу русского народа“ – из-за этих слов, падающих в горячие искры, в пламень костра, на котором окончил свою жизнь прославленный атаман казацкий Тарас Бульба (третья часть и заключение), сочинил я эту рапсодию по повести, написанной Н. В. Гоголем».

Рапсодия, состоящая из трех картин («Смерть Андрея», «Смерть Остапа» и «Смерть Тараса»), поражает своей мощью и драматизмом, хотя ее стиль, несколько изощренный и экспрессивный, не совсем соответствует ясности и величавой простоте эпического произведения Н. Гоголя. Лишь завершающие эпизоды рапсодии, в которых слышатся торжественные звучания колокола, переносят слушателя в образный мир, созданный великим русским писателем.

В 1919 году Яначек начал работу над вторым произведением на сюжет из русской литературы – оперой «Катя Кабанова» (1921), в основе которой лежат речевые и песенные интонации. Написано это произведение в декламационно-речитативной манере.

В некоторых эпизодах оперы есть элементы, напоминающие о русском песенном творчестве (оркестровое вступление, песня Кудряша и др.). И все же основу произведения составляет речевая, а не песенная интонация. Его гармония тональна, ей свойственно использование быстро меняющихся сочетаний и внезапных сдвигов, и в то же время – применение статичных конструкций, опирающихся на одну и ту же гармонию.

Создавая свою оперу, Яначек не избежал влияния экспрессионизма, что особенно заметно в глубоко лиричной партии Катерины Кабановой. В произведении все находится в подчинении сценическому действию, из-за чего исчезают некоторые особенности оперного жанра, но психологизм и искренность в передаче чувств персонажей выделяют «Катю Кабанову» среди других опер, построенных на речитативно-декламационных свойствах. Вызывает восхищение необыкновенно выразительная и красивая музыка произведения.

В 1923 году появилось сочинение для детей – чудесная опера-сказка «Приключения лисички-плутовки». Простая и удивительно трогательная история рассказывает о жизни лисички, ее отношениях с лесными зверями и домашними животными. В опере, полной лирических мотивов и тонкого юмора, отразилось любовно-поэтическое отношение автора к природе. Партитура «Приключений лисички-плутовки» очень изящна и колоритна.

В 1925 году Яначек написал оперу «Средство Макропулоса» (1925). Это самая сложная по музыкальному языку и замыслу работа композитора, отразившая экспрессионистические тенденции, хорошо заметные уже в «Кате Кабановой». Автор использует необычные, не характерные для его прежнего творчества мистико-психологические мотивы. Главная героиня оперы открыла для себя волшебную тайну эликсира жизни и смогла продлить свое существование на земле на триста лет. Но в результате она лишь поняла всю бессмысленность и пустоту земного бытия.

Экспрессионистические черты прослеживаются в музыке благодаря таким средствам, как напряженность диссонирующих гармоний, изломанность мелодических линий, причудливость оркестрового письма. Иногда Яначек облекает драматизм и мистицизм в форму гротеска. Несмотря на свою необычность, опера с ее причудливой и в то же время прекрасной музыкой привлекла внимание любителей искусства.

Не лишена экспрессионистических черт и последняя опера Яначека – «Из мертвого дома», написанная в 1928 году. Композитор сам создал для нее либретто по роману Ф. Достоевского и постарался отразить в своем сочинении высокий гуманизм, свойственный творчеству великого русского писателя. И в этом произведении музыкант обратился к прежнему приему мелодического воплощения речевых интонаций. Драматическая напряженность достигается благодаря чередованию диалогов персонажей с хорами. К сожалению, завершить работу над партитурой оперы музыкант не успел, и после смерти Яначека она была закончена его учениками Б. Бакалой и О. Хлубной.

Среди наиболее известных оркестровых произведений композитора можно выделить симфониетту (1926), состоящую из пяти частей. Каждая из них предназначена для особого оркестра. Музыка этого произведения проникнута радостным и светлым чувством, в ней много веселого юмора, фантазии и выдумки. Особая роль здесь отведена торжественным фанфарам, написанным композитором к спортивному празднику для молодежи. Они прекрасно сочетаются с моравскими песенными мелодиями. Благодаря своей ясной и чистой красоте симфониетта вошла в число самых популярных произведений современного симфонического репертуара.

С большим успехом Яначек работал и в жанре камерной музыки. Стиль зрелого композитора проявился в двух струнных квартетах, первый из которых создан в 1923 году. В него вошли фрагменты написанного ранее фортепианного трио, посвященного «Крейцеровой сонате» Л. Толстого. Однако, в отличие от повести русского писателя, проникнутое драматизмом произведение чешского композитора завершается не трагедией, а восхитительным гимном, воспевающим любовь.

Тонким лиризмом отмечен второй струнный квартет, названный «Интимные письма» (1928). Этому произведению присущи такие качества, как быстрая смена метра и темпа, свобода построения формы, внезапность сопоставлений, что придает квартету характер импровизации.

В творческом наследии Яначека большое количество фортепианных пьес, восхищающих слушателя мелодичностью и лирическим очарованием. Единственным исключением стала полная драматизма соната «1. Х. 1905 года», посвященная памяти рабочего, погибшего при разгоне демонстрации в Брно.

В один ряд с этим произведением можно поставить трагическую, пронизанную скорбным чувством хоровую поэму «Маричка Магдонова» (1906), которую композитор написал, вдохновленный стихотворением поэта П. Безруча, повествующего о горестной участи крестьянской девочки. Произведение основано на распевных речевых интонациях, сочетающихся с элементами старинных причитаний.

Помимо «Марички Магдоновой», Яначек создал еще целый ряд хоров a cappella, в которых центральное место занимают острые социальные темы («Семьдесят тысяч», 1909).

В области камерной вокальной лирики Яначека интересен песенный цикл «Записки исчезнувшего» для тенора, альта и трех женских голосов в сопровождении фортепиано (1919). В него включены миниатюры, восхищающие мастерством вокальной декламации и выразительности партии фортепиано. Интонации моравского песенного творчества переплетаются в этом произведении с фольклорными цыганскими мелодиями. «Записки исчезнувшего» повествуют о трагической любви девушки-цыганки и молодого крестьянина.

Дарование композитора проявилось и в многочисленных обработках народных песен («Народные ноктюрны» для двух голосов и фортепиано, 1906; «Двадцать шесть народных баллад», 1909 – 1916; «Шесть народных песен» для голоса с фортепиано; «Детванские песни», 1916; «Пять моравских песен» для мужского хора в сопровождении фортепиано, 1917).

Сын учителя, учился музыке в Старобрненском монастыре (Брно), пел в монастырском хоре, затем учился в Праге , Лейпциге и Вене . В познакомился в Праге с А. Дворжаком , знакомство перешло в многолетнюю дружбу. В Яначек женился и вернулся в Брно, преподавал музыку. Основал школу органистов, которой руководил до . Глубоко усвоил моравские песенные и танцевальные традиции. Стал крупнейшим – наряду с Б. Сметаной , Дворжаком и Б. Мартину – композитором Чехии.

Творчество

На раннем этапе творчества Яначек в основном изучал чешский фольклор, а его раннее произведения созданы под сильным влиянием творчества популярных современников, таких как Антонин Дворжак . Более позднее творчество представляет собой некий синтез национальной народной музыки и современной (для того времени), что стало особенно заметно в опере «Енуфа » (Jenůfa ), премьера которой состоялась в Брно в 1904 году . Успех этого произведения, также часто называемого «Моравская национальная опера», дал возможность Яначеку ставить свои сочинения на лучших оперных площадках мира. Самые поздние работы традиционно считаются наиболее удачными. Среди них - знаменитая «Симфониетта», оратория «Glagolitic Mass», рапсодия «Тарас Бульба» (по повести Гоголя) и др.

Сейчас Яначек входит не только в число лучших композиторов Чехии , но и вообще в число наиболее известных уроженцев этой страны.

Признание и наследие

  • Музыкальная академия в Брно носит имя Яначека.
  • Фильм Филипа Кауфмана «Невыносимая лёгкость бытия » ( по одноименному роману Милана Кундеры) сопровождается фрагментами различных сочинений Яначека.
  • В Остраве именем Леоша Яначека был назван международный аэропорт .
  • В произведении Харуки Мураками «1Q84 » упоминается «Симфониетта» Яначека, причём это сочинение играет существенную роль в сюжете романа.

Произведения

Симфоническая музыка

  • Сюита для струнного оркестра ()
  • Идиллия для струнного оркестра ()
  • Лашские танцы (чеш. Lašské tance , -)
  • Ганацкие танцы (чеш. Hanácké tance , -)
  • Сюита, op.3 ()
  • Ракош Ракочи. Картинки моравской Словакии с подлинными танцами и песнями , балет ()
  • Ревность , увертюра (чеш. Žárlivost , )
  • Дитя бродячего музыканта , баллада для оркестра (чеш. Šumařovo dítě , )
  • Тарас Бульба , рапсодия для оркестра, по Гоголю (чеш. Taras Bulba , -)
  • Баллада бланицкая , симфоническая поэма для оркестра (чеш. Balada blanická , )
  • Симфониетта ()
  • Странствия душеньки , концерт для скрипки с оркестром (чеш. Putování dušičky , )
  • Дунай , симфония в 4-х частях (чеш. Dunaj , - ; незакончена)

Камерная музыка

  • Романс для скрипки и фортепиано ()
  • Dumka для скрипки и фортепиано ()
  • Скрипичная соната ( -)
  • Pohádka для виолончели и фортепиано ()
  • Престо для виолончели и фортепиано ()
  • Струнный квартет Nr.1, по повести Л. Толстого «Крейцерова соната » ()
  • Струнный квартет Nr.2 Личные письма ()
  • Mládí. Сюита для духового секстета ()
  • Концертино для фортепиано и камерного ансамбля ()
  • Каприччио для фортепиано (левая рука) и камерного ансамбля ()

Фортепианные сочинения

  • Zdenčiny variace. Тема с вариациями ()
  • Národní tance na Moravě ( -)
  • Po zarostlém chodníčku ( -)
  • Sonata 1. X. 1905 „Z ulice“ ()
  • V mlhách ()
  • Vzpomínka ()

Вокальные сочинения

  • Rákos Rákoczy. Балет с пением ()
  • Hospodine! Для четырех солистов, двойного смешанного хора, органа, арфы и медных ()
  • Amarus. Лирическая кантата для солистов, хора и оркестра ()
  • Otče náš (Отче наш). Кантата для тенора, хора и фортепиано ()
  • Elegie na smrt dcery Olgy. Кантата для тенора, хора и фортепиано ()
  • Zdrávas Maria для тенора, хора и органа ()
  • Messe Es-Dur для хора и органа ( - , не закончена)
  • Na Soláni čarták. Кантата для мужского хора с оркестром ()
  • Věčné evangelium. Легенда для солистов, хора и оркестра ()
  • Glagolská mše (Глаголическая месса). Кантата для солистов, хора и оркестра и органа ()

Песни

  • Jarní píseň ( ; новая редакция - )
  • Zápisník zmizelého. Для тенора, альта, трех женских голосов и фортепиано ( -)

Оперы

  • Šárka (Шарка, -)
  • Počátek románu (Начало романа, )
  • Jenůfa (Енуфа, -)
  • Osud (Судьба, -)
  • Výlety páně Broučkovy (Путешествия пана Броучека, -)
  • Káťa Kabanová (Катя Кабанова, - , по драме А. Н. Островского «Гроза »)
  • Příhody lišky bystroušky (Приключения лисички-плутовки, -)
  • Več Makropulos (Средство Макропулоса, 1923-1925, по К. Чапеку)
  • Z mrtvého domu (Из мёртвого дома, 1927-1928, по Ф. М. Достоевскому)

Напишите отзыв о статье "Яначек, Леош"

Примечания

Литература

  • Hollander H. Leoš Janáček; his life and work. New York: St. Martin"s Press, 1963
  • Vogel J. Leoš Janáček: a biography. New York: W.W. Norton, 1981
  • Beckerman M.B. Janáček and his world. Princeton; Oxford: Princeton UP, 2003
  • Rousseau J. Leos Janacek. Arles: Actes sud, 2004.

Ссылки

  • архива и музея Яначека в Брно
  • Общества Яначека
  • на сайте IMDB
  • в исполнении Юрия Фаворина
  • Яначек, Леош: ноты произведений на International Music Score Library Project

Отрывок, характеризующий Яначек, Леош

– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.
В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного.

Яначек - выдающийся чешский композитор, дирижер, педагог, музыкальный критик и музыкально-общественный деятель. Искусство его отмечено прогрессивной устремленностью, верностью гуманистическим идеалам, народным традициям. В своих произведениях, тесно связанных с передовой чешской литературой, он прославляет простого человека, его духовную силу, честность и трудолюбие, бичует социальную несправедливость и угнетение, мещанство и косность. Музыка Яначека отличается ярким национальным своеобразием, эмоциональной силой, правдой выражения, мастерством оркестровки.

Леош Яначек родился 3 июля 1854 года в селе Гуквальды на северо-востоке Моравии в семье народного учителя. Музыкальное образование получил сначала в пражской Органной школе (1874-1876), затем в Лейпцигской и Венской консерваториях (1879-1880). Кроме того Яначек изучал филологию, эстетику и психологию в Брненской академии.

Очень рано началась педагогическая и хормейстерская деятельность Яначека. Он был активным участником многих общественных начинаний, но основное место, начиная со студенческих лет, занимало сочинение. Молодой композитор обращался к различным жанрам, работал над хорами, оркестровыми, фортепианными и скрипичными пьесами. В 80-х годах Яначек - глава всей музыкальной жизни Моравии. Он организует в Брно Органную школу и становится ее директором. С 1919 по 1925 год он руководит высшим классом композиции в Брненском отделении Пражской консерватории. Кроме того Яначек много выступает в печати, принимает участие в симфонических и камерных концертах.

Яначек трижды посещал Россию, был горячим сторонником братского единения славянских народов, организатором «Русского кружка», занимавшегося изучением русского языка, литературы и фольклора. Многие произведения композитора навеяны творчеством русских писателей. Среди них оперы «Катя Кабанова» по «Грозе» А. Островского (1921) и «Из мертвого дома» по Ф. Достоевскому (1927-1928), симфоническая рапсодия «Тарас Бульба» по Н. Гоголю (1915-1918), фортепианное трио, созданное под впечатлением «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого (1923), и ряд других сочинений.

Центральное место в творчестве Яначека занимают оперы. Кроме перечисленных выше - это «Шарка» (1888), «Начало романа» (1891), «Судьба» (1903-1904), «Путешествие пана Броучка» (1917), «Лисичка-плутовка» (1923), «Средство Макропулоса» (1923-1925) и приобретшая наибольшую популярность «Ее падчерица» («Енуфа») (1894-1903). Среди произведений других жанров наиболее известны «Лашские танцы» для оркестра (1889-1890), хоры на слова П. Безруча («Кантор Гальфар», «Маричка Магданова», «70000»), Соната для скрипки с фортепиано (1914), Секстет для духовых инструментов (1924), Симфоньетта (1926).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!